Аннотация:В статье определены основные положения, роль, значение и характер теории социально-политической и юридической ответственности бизнеса в системе западной идеологии и политологии; рассмотрены различные периоды ее становления, развития и распространения, взаимосвязь с традиционными западными концепциями, в том числе с теорией корпоративного государства. Представлены основные виды теории корпоративной ответственности, такие как классическая (традиционная) и современная (менеджериальная), полная и ограниченная, внутренняя и внешняя, общая и частная, правовая и компенсаторская, а также широко распространенные, однако менее значимые разновидности теории социально-политической и юридической ответственности бизнеса в западной социологической и политологической литературе. Показаны способы применения рассматриваемой теории; сформулированы основные цели и назначение социальной и политической ответственности бизнеса. Также рассмотрены вопросы расширения социально-политической власти крупного бизнеса. Методика исследования построена на анализе и сопоставлении мнений различных западных социологов и политологов на тему теории социально-политической и юридической ответственности бизнеса, рассматривающих назначение данной теории с разных сторон.