Место издания:Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва
Первая страница:276
Последняя страница:279
Аннотация:В современных условиях происходит цифровизация всех рынков, и
эти изменения сильно влияют на конкурентоспособность. По данным
Всемирного экономического форума (World Economic Forum, 2018), который регулярно публикует Глобальный индекс конкурентоспособности,
в 2016-2017 годах Россия занимала 38 место по уровню глобальной конкурентоспособности. Этим обоснована актуальность исследования проблемы цифровой трансформации рынков в аспекте факторов конкурентоспособности.
Актуальные подходы к пониманию цифровой трансформации рынков
должны состоять в комплексном исследовании следующих направлений:
-Повышение прозрачности рынков, расширение сфер и скорости взаимодействия спроса и предложения.
-Персонализация рыночного предложения, вызывающая к жизни новые формы конкуренции и инструменты цифрового маркетинга.
-Формирование новых моделей потребительского повеления, обусловивших внедрение цифровых технологий взаимодействия с потребителем.
Серьезное воздействие на рыночные механизмы оказывают новые
формы связи спроса и предложения на основе цифрового контента (Герасименко, Голованова, 2018), в связи с чем омникнальность является
Уоллер и Фосетт (Waller and Fawcett, 2013) выявили растущее значение
таких факторов, как наука о данных, прогнозная аналитика и большие
данные. Мартенс (Martens, 2016) доказал в своих исследованиях, что
одним из ключевых драйверов развития современного маркетинга становятся детализированные данные о поведении потребителей для улучшения прогностических моделей целевого маркетинга. Согласно Бредлоу (Bradlow et al., 2017), цифровые источники данных обеспечивают
повышенную способность предсказывать поведение клиентов и последствия маркетинга для них, другие исследователи (Mortenson et al.,2015)
предсказывают неизбежность внедрения цифровой аналитики в операционные исследования и маркетинг для понимания экосистемы. Популярность больших данных и бизнес-аналитики значительно возросла, и
ключевой проблемой для организаций является понимание того, как использовать их для создания стоимости (.Vidgena et al., 2017).
На основе названных подходов, управление клиентским опытом, на
наш взгляд, может быть представлено как единство трех составляющих:
- управление конкурентоспособностью продукта,
- оценка индивидуального потребительского опыта взаимодействия с
продуктом,
- создание канала мгновенной цифровой связи между компанией и ее
клиентами.
Внедрение данного подхода будет способствовать повышению конкурентоспособности, т.к. позволит маркетологам проводить регулярные и
непрерывные измерения и объективную технологическую оценку в соответствии с установленными критериями.
В России сегодня проводится множество исследований, касающихся
разных сторон маркетинга, трансформирующихся под влиянием digitalтрендов. Например, согласно исследованию агентства Data Insight (Исследование IAB Russia. . . , 2018), доля затрат на цифровые технологии
внутри маркетинговых бюджетов компаний в среднем уже составляет
33%. Исследование Digital IQ (Всемирное исследование. . . , 2017), проведенное компанией PWC, выявило, что более 85% российских компаний
считают важнейшей составляющей процесса управления инновациями
поиск возможностей цифровизации предприятия. В связи с этим одним
важна реальная оценка готовности менеджмента компаний к реальной
цифровой среде рынка В первые два месяца 2019 года нами был проведен
опрос выпускников МВА экономического факультета МГУ, чтобы выяснить, насколько они вовлечены в процессы цифровизации управления и
маркетинга, в частности. В опросе приняли участие 90 руководителей
компаний и их подразделений. Согласно их ответам, цифровые техноло277
гии используются в основном в маркетинге и бизнес-анализе (технологии
мобильного маркетинга -38%, социальные медиа в маркетинге - 42%, big
data и бизнес-анализ - 49%). При этом 65% заявили, что не располагают достаточной информацией о перспективах внедрения современных
цифровых технологий. Это говорит о том, что университетам следует
проводить исследования и разрабатывать образовательные программы
в этой актуальной сфере.