Аннотация:В классическом виде франчайзинг представляет собой модель бизнеса, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возможность использо вать бренд и ноу-хау, а также оказывает поддержку в развитии бизнеса в обмен на платежи (единоразовые и периодические). Классическая модель франчайзинга включает в себя следу ющие основные элементы: продукт (услуга), завоевавший популярность; имя (бренд); прове ренную и обладающую преимуществами бизнес-систему; способность к тиражированию. Ключевое значение из перечисленных элементов имеет бренд франчайзера, выступающий гарантией качественной франшизы и лояльности аудитории потребителей. Однако в настоя щее время в связи со стремлением франчайзи и потребителей к индивидуализации растет популярность новых моделей франчайзинга, при которых франчайзи получает больше воз можностей для проявления своей индивидуальности. При этом в некоторых моделях фран чайзи не получает права использовать бренд франчайзера. Рассматриваются и сопоставляют ся различные модели франчайзинга, а также перечисляются их преимущества и недостатки. Описываются классическая модель франчайзинга, гибридные модели, а также модели, зани мающие промежуточное положение в зависимости от передаваемых франчайзи элементов бизнес-модели. Целями исследования являются систематизация и приращение знаний в об ласти эволюции модели франчайзинга. Для достижения данных целей при исследовании ис пользовались методы анализа, синтеза, сопоставления, а также лонгитюдный метод. Матери алы анализа могут быть использованы франчайзерами при разработке франчайзингового предложения, поскольку в условиях кризиса и острой необходимости в привлечении дополни тельного капитала на развитие сети одним из способов которого является франчайзинг, край не важным представляется учет интересов франчайзи, стремящихся к проявлению собствен ной индивидуальности в бизнесе.