Аннотация:В статье продолжается рассмотрение типологии праздничной культурынародов мира на широком историческом и географическом материале. Авторисходит из идеи единства развития человечества на определенных исторических этапах развития, а также возможности возникновения единых базовыхтрадиций независимо друг от друга в разных регионах, под влиянием особенностей схожей хозяйственной деятельности, во многом определившей и мировосприятие. Выделяются четыре исторических периода, или «слоя» в формировании праздной культуры народов мира. Первый, первобытный, заложилмировоззренческие основы и выработал базовые ритуалы. В данной статьерассматриваются три последних. «Неолитический», ознаменовавший переходчеловечества к сельскому хозяйству и разделению человечества сначала наохотников и аграриев, а в дальнейшем последних на земледельцев и скотоводов. Такого рода деление не могло не вызвать и изменений в обрядово-ритуальной культуре: для большинства народов мира главные праздники прочнослились с идеей плодородия. Следующий, «религиозный» слой структурировал и закрепил праздничные даты и многие обряды, строгую систему разрешений и запретов, а также придал народным торжествам духовный смысл.Наконец, последний, «региональный», внес существующее сегодня многообразие традиций в изначальную базовую праздничную систему. В современнойпраздничной культуре первые два слоя существуют в виде неких остаточныхявлений, пережитков и суеверий, смысл которых часто являет собой формубез содержания. И вместе с тем формируют некую единую основу, на которуювеками накладывалось все увеличивающееся разнообразие мира. Третий,религиозный, у одних народов, отошедших от догматических религиозныхверований, присоединяется по сути к первым двум, у других имеет самостоятельное значение, и праздники являются важной частью духовной жизни.