Аннотация:ОСНОВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ
Аннотация: В данной статье рассмотрены основные музыкальные инструменты, применяемые в китайской народной музыке. Китайская народная инструментальная музыка имеет древнюю историю. На протяжении тысячелетий инструментальная музыка широко применялась во время праздников, свадебных и погребальных обрядов, на храмовых гуляньях, придворных церемониалах и торжествах. Вместе с тем инструментальная музыка получала развитие в танцевальном, вокальном искусстве, в народном жанре сказа и пения. Основной целью данной статьи являлось не только изучение представленных музыкальных инструментов, но и их развитие вплоть до XX века. Китайские народные музыкальные инструменты отличаются большим разнообразием и древностью. В истории развития инструментальной музыки различные соединения музыкальных инструментов, неодинаковые композиции и стили исполнения способствовали формированию разнообразных типов инструментальной музыки. Например, сольное, ансамблевое и коллективное исполнение на различных инструментах. Народная инструментальная музыка, распространенная в различных регионах на обширных просторах Китая, развивалась на протяжении многих веков и под влиянием региональных особенностей и местных обычаев, формируя многообразные типы музыки, обладающие яркой региональной спецификой. Кроме того, в различные исторические периоды имелись неодинаковые школы исполнения одного типа музыки. Стоит отметить, что многие музыкальные инструменты, применяемые в китайской народной музыке, дошедшие до наших дней, используются и сейчас.
Ключевые слова: китайская народная песня, музыкальные инструменты Китая, юэцинь, дицзы, цин, шэн, эрху, пипа, сяо, чжэн.
MAJOR MUSICAL INSTRUMENTS USED IN CHINESE NATIONAL MUSIC
Annotation: This article discusses the main musical instruments used in Chinese folk music. Chinese folk instrumental music has an ancient history. For millennia, instrumental music was widely used during festivals, weddings and funeral rites, at temple festivals, court ceremonies and celebrations. At the same time, instrumental music was developed in dancing, vocal art, in the folk genre of tales and singing. The main goal of this article was not only to study the presented musical instruments, but also their development up to the 20th century. Chinese folk musical instruments are of great variety and antiquity. In the history of the development of instrumental music, various combinations of musical instruments, different compositions and styles of performance contributed to the formation of various types of instrumental music. For example, solo, ensemble and collective performance on various instruments. Folk instrumental music, common in various regions in the vast expanses of China, has evolved over many centuries and was influenced by regional peculiarities and local customs, forming diverse types of music with bright regional specifics. In addition, in different historical periods there were different schools of performance of the same type of music. It is worth noting that many musical instruments used in Chinese folk music, which have survived to this day, are still used today.
Keywords: Chinese folk song, musical instruments of China, Yueqin, Diji, Qing, Sheng, Erhu, Pipa, Xiao, Zheng.
Появление музыкальных произведений и инструментов древние китайцы в легендах связывали с богами. По их утверждениям, боги сочли человека законченным творением только тогда, когда они обучили его музыке. Однако достоверную картину истории развития китайской музыкальной культуры можно воссоздать только на основании ряда наук: археологии, этнографии, музыковедения, литературоведения и т.д.
Древнейшие музыкальные инструменты на территории Китая (ударные музыкальные инструменты — каменные пластинки) найдены археологами на неолитических стоянках в долине р. Хуанхэ. Древнейшие струнные инструменты (чусэ — сэ из древнего царства Чу) относятся к V—III вв. до н. э. О многообразии музыкальных инструментов, о различных музыкальных представлениях говорят надписи на костях и панцирях. Во II тысячелетии до н. э. были созданы бронзовые музыкальные инструменты [4].
В новой и новейшей истории музыкальными деятелями нескольких поколений была проведена масштабная работа по упорядочению, обработке, переложению традиционных музыкальных композиций и доведению их до совершенства. Вместе с тем непрерывно создавались новые сочинения. Огромные успехи достигнуты в усовершенствовании музыкальных инструментов. У современных народных инструментов значительно модернизирован строй, усилена громкость звучания, упрощена модуляция, расширен низкий регистр. Возникновение крупных симфонических оркестров народной музыки также способствовало обогащению содержания и форм народной инструментальной музыки [7].
Итак, основными до XX века музыкальными инструментами были следующие:
Юэцинь (月琴)
Дицзы (笛子)
«Звучащий камень», или цин (磬)
Шэн (笙)
Эрху (二胡)
Пипа (琵琶)
Сяо (箫)
Пайсяо (排箫)
Китайский гобой суона ( 唢呐) и другие [13].
Проведем детальную характеристику музыкальных инструментов.
Юэцинь (月琴, yuèqín, т.е. «лунная лютня»), или жуань ((阮), - разновидность лютни с круглым корпусом-резонатором. У жуаня 4 струны и короткий гриф с ладами (обычно их 24). Встречаются также жуань с корпусом восьмиугольной формы. Играют на нём при помощи плектра. Инструмент обладает мелодичным звуком, напоминающим классическую гитару, и используется как для игры соло, так и в оркестре [3].
В древности жуань называли «пипа» или «цинь пипа» (т.е. пипа династии Цинь). Однако после того, как предок современной пипа попал в Китай по Шёлковому пути во время правления династии Тан (около V века н.э.), название «пипа» закрепилось за новым инструментом, а лютню с коротким грифом и круглым корпусом стали называть «жуань» - по имени игравшего на ней музыканта Жуань Сяня (III век н.э.). Жуань Сянь был одним из семи великих учёных, известных как «Семь мудрецов из бамбуковой рощи» [8].
Дицзы (笛子, dízi) - китайская поперечная флейта. Её также называют ди (笛) или хэнди (橫笛). Флейта ди является одним из самых распространённых китайских музыкальных инструментов, её можно встретить и в ансамбле народной музыки, и в современном оркестре, и в китайской опере. Считается, что дицзы попала в Китай из Тибета во времена династии Хань. Дицзы всегда была популярна в Китае, что неудивительно, т.к. её легко сделать и несложно носить с собой [4].
Сегодня этот инструмент, как правило, изготавливают из высококачественного черного бамбука с одним вдувным отверстием, одним мембранным отверстием и шестью игровыми отверстиями, вырезанными по всей ее длине. На севере ди делают из чёрного (фиолетового) бамбука, на юге, в Сучжоу и Ханчжоу, - из белого бамбука. Южные ди, как правило, очень тонкие, лёгкие и обладают тихим звучанием. Впрочем, правильнее было бы называть ди «мембранной флейтой», поскольку её характерный, звонкий тембр обусловлен вибрацией тонкой бумажной мембраны, которой заклеено особое звуковое отверстие на корпусе флейты.
«Звучащий камень», или цин (磬). – древнейший инструмент Китая. Обычно ему придавали форму, схожую с латинской буквой L, поскольку очертания инструмента изображают почтительную позу человека в момент совершения ритуала. Упоминается, что цин был одним из инструментов, на которых играл Конфуций. Во время династии Хань считалось, что звук этого инструмента напоминает монарху о воинах, которые погибли, защищая рубежи империи [8].
Шэн (笙, shēng) - губной орган, язычковый духовой инструмент из вертикальных трубок. Шэн - один из древних музыкальных инструментов Китая: его первые изображения датируются 1100 г. до н.э., а некоторые шэны времён династии Хань сохранились до наших дней. Традиционно шэн используется для аккомпанемента при игре на суона или дицзы [5].
Эрху (二胡, èrhú), двухструнная скрипка, обладает, пожалуй, самым выразительным голосом среди всех смычковых струнных инструментов. На эрху играют как соло, так и в ансамблях. Эрху - наиболее популярный струнный инструмент среди различных этнических групп Китая. При игре на эрху применяется множество сложных технических смычковых и пальцевых приемов. Скрипка эрху часто выступает в качестве ведущего инструмента в оркестре традиционных китайских национальных инструментов и при исполнении струнно-духовой музыки [5].
Слово «эрху» состоит из иероглифов «два» и «варвар», поскольку данный двухструнный инструмент попал в Китай примерно 1000 лет назад благодаря северным кочевым народностям.
Современные эрху изготавливаются из ценных пород дерева, резонатор обтягивается кожей питона. Смычок делается из бамбука, на который натягивается тетива из конского волоса. Тетиву смычка во время игры музыкант натягивает пальцами правой руки, а смычок закрепляется между двумя струнами, составляя с эрху единое целое [7].
Пипа (琵琶, pípa) - 4-струнный щипковый музыкальный инструмент, который иногда ещё называют китайской лютней. Один из самых распространённых и известных китайских музыкальных инструментов. В Китае играют на пипа уже более 1500 лет: предок пипа, родиной которого является район Междуречья Тигра и Евфрата (район «плодородного полумесяца») на Ближнем Востоке, попал в Китай по древнему Шелковому пути в 4-м в. н. э. Традиционно пипа использовалась в основном для игры соло, реже - в ансамблях народной музыки, как правило, на юго-востоке Китая, или при аккомпанементе сказителям [7].
Название «пипа» связано со способом игры на инструменте: «пи» означает движение пальцев вниз по струнам, а «па» - обратное движение вверх. Звук извлекается плектром, но иногда и ногтем, которому придаётся специальная форма.
Несколько схожих инструментов Восточной Азии происходят от пипа: японская бива, вьетнамская đàn tỳ bà и корейская бипа.
Сяо (箫, xiāo) - вертикальная флейта, обычно изготавливающаяся из бамбука. Сяо очень древний инструмент, по-видимому, происходит от флейты родственной тибетцам народности цян (кяны) из юго-западного Китая. Представление об сяо дают керамические погребальные статуэтки, относящиеся к эпохе династии Хань (202 г. до н.э. - 220 г. н.э.). Сяо инструмент ещё более древний, чем флейта ди [11].
Флейты сяо обладают чистым звуком, подходящим для исполнения красивых, ласкающих слух мелодий. Они часто используются в сольном пении, в ансамбле и для аккомпанирования традиционной китайской опере.
Пайсяо (排箫, páixiāo) - разновидность пан-флейты. Со временем инструмент исчез из музыкального обихода. Его возрождение началось в XX веке. Пайсяо послужила прообразом для развития следующих поколений данного типа инструмента [12].
Китайский гобой суона ( 唢呐, suǒnà), также известный под именем лаба (喇叭, lǎbā) или хайди (海笛, hǎidí), обладает громким и пронзительным звуком и часто его применяют в ансамблях китайской музыки. Китайский гобой суона важный инструмент в народной музыке северного Китая, особенно в провинциях Шаньдун и Хэнань. Суона часто используется на свадьбах, в похоронных процессиях [1].
Арфа кунхоу (箜篌, kōnghóu) - ещё один щипковый струнный инструмент, попавший в Китай по Шелковому пути из Западной Азии.
Арфа кунхоу часто встречается на фресках различных буддийских пещер эпохи Тан, что свидетельствует о широком распространении данного инструмента в период (618-907 до н.э.). Арфа исчезла во времена династии Мин (1368-1644 гг.), но в XX в. её возродили. О кунхоу было известно только по фрескам в буддийских пещерах, ритуальным похоронным статуэткам и гравюрам на камне и кирпичной кладке. Затем, в 1996 году, в гробнице в уезде Цемо (Синьцзян-Уйгурский автономный район) были обнаружены две целые лукообразные арфы кунхоу и некоторое количество их фрагментов. Однако современная версия данного инструмента больше напоминает не старинный кунхоу, а западную концертную арфу [7].
Гучжэн (古箏, gǔzhēng), или чжэн (箏, «гу» 古 означает «древний») - китайская цитра с подвижными, незакреплёнными подпоркам для струн и с 18 и более струнами (у современного гучжэна обычно 21 струна). Чжэн является предком нескольких азиатских разновидностей цитры - японского кото, корейского gayageum, вьетнамского đàn tranh.
Хотя оригинальное название данного инструмента «Чжэн», изображён гуцинь (古琴) - китайская семиструнная цитра. Гуцинь и гучжэн схожи по форме, но их легко различить: в то время, как у гучжэна под каждой струной располагается подпорка, как и у японского кото, у гуциня подпорок нет. Звук гуциня очень тихий, диапазон - примерно 4 октавы. Струн у гуциня 7 [5].
С древности гуцинь был излюбленным инструментом учёных и мыслителей, считался инструментом изысканным и утончённым и ассоциировался с Конфуцием. Его ещё называли «отцом китайской музыки» и «инструментом мудрецов». Раньше инструмент назывался просто «цинь», но к XX в. этим термином стал обозначаться уже целый ряд музыкальных инструментов: схожий с цимбалами янцинь, семейство струнных инструментов хуцинь, западное фортепьяно, и т.д. Тогда приставка «гу» (古), т.е. «древний», и была добавлена к названию. Иногда также можно встретить название «цисяцинь», т.е. «семиструнный музыкальный инструмент» [2].
Таким образом, в рамках настоящей статьи были проанализированы основные музыкальные инструменты, применяемые в китайской народной музыке. Большинство музыкальных инструментов, которые применялись в китайской народной музыке, дошли до нашего времени и используются музыкантами. Но к сожалению, малая часть музыкальных инструментов была утрачена, что сейчас представляет собой историческую ценность в фольклоре.
Список литературы:
1. Ван, Ляньси. 王连熙, 乐府诗述论 [Текст]. – 上海古籍出版社,1996。- URL: https://www.twirpx.com/file/1568416/ (дата обращения: 20.04.2019)
2. Гао Бинчжун. Общая характеристика китайского фольклора. Пекин: Изд-во Пекин. ун-та, 2009. 357 с
3. Ген-Ир У. О совершенной музыке в странах Дальнего Востока // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 103. — с. 156 — 162.
4. Гун Ли. Из истории возникновения китайской профессиональной хоровой музыки // Серия 6. Вопросы современного музыкознания в исследованиях молодых ученых. 2012 - http://hdl.handle.net/123456789/59 (дата обращения: 20.04.2019)
5. Казакова И. В. Китайская фольклористика // София. 2017. №2, ч.2. С. 83–87
6. Конфуций. Луньюй/Уроки мудрости. – М.: [б.и.], 2007, 957 с.
7. Ли, Ханьсюн. 李汉雄 [Текст], – 乐府和汉乐府民歌//语文天地,- URL: http://www.exam58.com/gssbs/2299.html (дата обращения: 20.04.2019)
8. Лисевич И. С. Древняя китайская поэзия и народная песня (Юэфу конца III в. до н. э. — начала III в. н. э.) – Изд-во «Наука». 1969. – 288 с.
9. Лисевич И.С. Древняя китайская поэзия и народная песня (Юэфу конца III в. до н. э. начала III в. н. э.) Монография. — Москва: Наука, 1969. — 287 с.
10. Ло Шии. Симфонические жанры в контексте китайской музыкальной культуры : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Москва, 2003.- 268 с.
11. Лу В. Перевод и исследование «Чу цы» в России // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 167-170. — URL https://moluch.ru/archive/42/5069/ (дата обращения: 04.04.2018).
12. Лю Хан. Анализ народных песен в Хантанге Юэфу – URL: https://search.suning.com/%E5%94%90%E4%B9%90/ (дата обращения: 01.05.2019)
References:
1. Van, Lyan'si. wáng lián xī, lè fǔ shī shù lùn [Tekst]. – shàng hǎi gǔ jí chū bǎn shè,1996。- URL: https://www.twirpx.com/file/1568416/ (data obrashcheniya: 20.04.2019)
2. Gao Binchzhun. Obshchaya kharakteristika kitayskogo fol'klora. Pekin: Izd-vo Pekin. un-ta, 2009. 357 s
3. Gen-Ir U. O sovershennoy muzyke v stranakh Dal'nego Vostoka // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. 2009. № 103. — s. 156 — 162.
4. Gun Li. Iz istorii vozniknoveniya kitayskoy professional'noy khorovoy muzyki // Seriya 6. Voprosy sovremennogo muzykoznaniya v issledovaniyakh molodykh uchenykh. 2012 - http://hdl.handle.net/123456789/59 (data obrashcheniya: 20.04.2019)
5. Kazakova I. V. Kitayskaya fol'kloristika // Sofiya. 2017. №2, ch.2. S. 83–87
6. Konfutsiy. Lun'yuy/Uroki mudrosti. – M.: [b.i.], 2007, 957 s.
7. Li, Khan'syun. lǐ hàn xióng [Tekst], – lè fǔ hé hàn lè fǔ mín gē//yǔ wén tiān de,- URL: http://www.exam58.com/gssbs/2299.html (data obrashcheniya: 20.04.2019)
8. Lisevich I. S. Drevnyaya kitayskaya poeziya i narodnaya pesnya (Yuefu kontsa III v. do n. e. — nachala III v. n. e.) – Izd-vo «Nauka». 1969. – 288 s.
9. Lisevich I.S. Drevnyaya kitayskaya poeziya i narodnaya pesnya (Yuefu kontsa III v. do n. e. nachala III v. n. e.) Monografiya. — Moskva: Nauka, 1969. — 287 s.
10. Lo Shii. Simfonicheskiye zhanry v kontekste kitayskoy muzykal'noy kul'tury : dissertatsiya ... kandidata iskusstvovedeniya : 17.00.02.- Moskva, 2003.- 268 s.
11. Lu V. Perevod i issledovaniye «Chu tsy» v Rossii // Molodoy uchenyy. — 2012. — №7. — S. 167-170. — URL https://moluch.ru/archive/42/5069/ (data obrashcheniya: 04.04.2018).
12. Lyu Khan. Analiz narodnykh pesen v Khantange Yuefu – URL: https://search.suning.com/%E5%94%90%E4%B9%90/ (data obrashcheniya: 01.05.2019)