Аннотация:ОБ ИСТОКАХ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ
Аннотация: В данной статье рассмотрены истоки возникновения китайской народной песни. Китайская народная песня зародилась еще на раннем этапе возникновения китайской музыки. Китайская музыка известна исторически с начала китайского цивилизации, с документами и артефактами, свидетельствующими о хорошо развитой музыкальной культуры еще в династии Чжоу (1122 г. до н.э. - 256 г. до н. э.). Истоки китайской музыки могут быть датированы далекой древностью. Так в династии Чжоу вместо песен, люди создавали стихи. Истоками возникновения китайской народной песни являлись племенные пляски, песни, а также различные ритуальные формы в обрядах, которые существовали около 4 тысячи лет назад. С началом Конфуцианской эпохи начали появляться музыкальные инструменты, которые и породили многие китайские народные песни. Китайская народная песня начала зарождаться после возникновения музыкальных нот. Самые ранние произведения китайской поэзии появились во времена династии Западного Чжоу, которая правила предположительно с 1046 по 770 годы до нашей эры. Собрание из 305 поэтических произведений отражает многообразные явления духовной и социальной жизни на протяжении этого периода и вплоть до середины периода Весны и Осени.
Ключевые слова: история, китайская народная песня, история китайской народной песни.
ON THE ORIGINS OF CHINESE FOLK SONGS
Annotation: This article describes the origins of the Chinese folk song. Chinese folk song originated in the early stage of the emergence of Chinese music. Chinese music is known historically from the beginning of Chinese civilization, with documents and artifacts indicating a well-developed musical culture as far back as the Zhou dynasty (1122 BC - 256 BC). The origins of Chinese music can be dated from ancient times. So in the Zhou dynasty, instead of songs, people created poems. The origins of the Chinese folk song were tribal dances, songs, as well as various ritual forms in rituals that existed about 4 thousand years ago. With the beginning of the Confucian era, musical instruments began to appear, which gave rise to many Chinese folk songs. Chinese folk song began to emerge after the appearance of musical notes. The earliest works of Chinese poetry appeared in the days of the Western Zhou dynasty, which presumably ruled from 1046 to 770 BC. The collection of 305 poetic works reflects the diverse phenomena of spiritual and social life during this period and up to the middle of the Spring and Autumn period.
Key words: history, Chinese folk song, history of Chinese folk song.
Музыкальная культура Китая зарождилась около 4 тысяч лет назад. Истоками её считаются племенные пляски, песни, а также различные ритуальные формы в обрядах. Для жителей самой густонаселённой страны мира народные песни, танцы, игра на инструментах имеют огромное значение. Показательно, что слова «музыка» и «красота» обозначаются одним иероглифом, только произносятся чуть различно [4].
Европейские народы долгое время удивлялись культуре Востока, находя её дикой и непонятной. Такому мнению есть объяснение, ведь китайская традиционная музыка имеет яркие отличительные черты, среди которых следующие: часто мелодия в песнях ведется в унисон (то есть преимущественно одноголосное изложение, от которого Европа уже успела отвыкнуть).
Китайская музыка делится на два стиля – северный и южный: в северном главенствующая роль отводится ударным инструментам; во южном тембр и эмоциональная окраска мелодии оказываются важнее ритма); В китайских песнях преобладает созерцательные настроения над изображением действия;
Китайские песни характеризует особая ладовая организация: вместо мажора и минора используется пентатоника – бесполутоновая система; а также особым образом устроенная семиступенная гамма и, наконец, система «люй-люй», состоящая из 12 звуков [8];
Ритм песен очень вариативен: в нем происходит частая смена четного и нечетного, использование сложных составных музыкальных размеров;
Синтез - единство поэзии, мелодики в песнях заключено немало различных особенностей фонетики исходящей из народной речи, например горловое пение [5].
История Китайской музыки и китайской песни известна с начала китайской цивилизации, одновременно с документами и артефактами, свидетельствующими о хорошо развитой музыкальной культуре, еще во времена династии Чжоу (1122 г. до н.э. - 256 г. до н. э.). Во времена династии Чжоу вместо песен, люди создавали стихи [7].
Большая часть документации из Чжоу отражает жизнь элиты, некоторые поэзии в Книгах насчитывают более 305 стихов, которые иллюстрируют надежды и опасения простых людей, а также проблем суда, например:
我求求你了,种子,
不要爬到我们的家园,
不要打破我们种下的柳树。
我不是在乎柳树,
但我害怕我的父亲和母亲。
中子我深爱;
但是我父亲和母亲说的
事实上我很害怕 Прошу вас, Чжунци,
Не лезьте в нашу усадьбу,
Не сломайте ивы, которые мы посадили.
Не то, чтобы я помню об ивах,
Но я боюсь своего отца и матери.
Чжунци, Я их очень люблю;
Но о том, что говорят мой отец и мать
Действительно, я боюсь.
Эти народные стихи, отражали юношескую любовь в конфликте с родительской властью, - тема, которая проходит через большую часть китайской литературы [10].
Китайские ученые-историки утверждают, что в 2697 году до н.э. император Хуанди отправил ученого Линг Лунь западной горной местности, чтобы вырезать бамбуковые трубы, которые могли бы испускать звуки, соответствующие зову фэнхуана, бессмертной птицы. Подражая звуку птицы, Хуанди сделал возможным создание музыки так, чтобы гармонизировать его правление со Вселенной. В то время, по мнению Гао Бинжун, что «Желтый Император» заказал «кастинг» колоколов в его империи, с применением таких флейт из бамбуковых труб [5].
В то время в Китае начала складываться музыкальная теория, а также начали создавать сложные музыкальные инструменты в основном благодаря ортодоксальной ритуальной музыке защищаемой Конфуцием. Он задумал музыку в высшем смысле, как средства успокоить страсть и рассеять беспорядки и похоть, а не как вид развлечения [1].
С началом Конфуцианской эпохи начали появляться музыкальные инструменты, которые и породили многие китайские народные песни. Некоторые из них детально рассмотрены ниже.
Китайская народная инструментальная музыка имеет древнюю историю. На протяжении тысячелетий инструментальная музыка широко применялась во время праздников, свадебных и погребальных обрядов, на храмовых гуляньях, придворных церемониалах и торжествах. Вместе с тем инструментальная музыка получала развитие в танцевальном, вокальном искусстве, в народном жанре сказа и пения [5].
Китайские народные музыкальные инструменты отличаются большим разнообразием и древностью. В истории развития инструментальной музыки различные соединения музыкальных инструментов, разные композиции и стили исполнения способствовали формированию разнообразных типов инструментальной музыки. Например, сольное, ансамблевое и коллективное исполнение на различных инструментах. Народная инструментальная музыка, распространенная в различных регионах на обширных просторах Китая, развивалась на протяжении многих веков и под влиянием региональных особенностей и местных обычаев, формируя многообразные типы музыки, обладающие яркой региональной спецификой. Кроме того, в различные исторические периоды имелись неодинаковые школы исполнения одного типа музыки [6].
Музыка с древнейших времен занимает видное место в жизни китайцев, как, впрочем, и других народов. Этнографы-музыковеды устанавливают, что на ранних этапах человеческой истории музыка была тесно связана с пантомимическими представлениями, с танцем.
Появление музыкальных произведений и инструментов древние китайцы в своих легендах связывали с богами. По их утверждениям, боги сочли человека своим законченным творением только тогда, когда они обучили его музыке. Однако достоверную картину истории развития китайской музыкальной культуры можно воссоздать только на основании данных ряда наук: археологии, этнографии, музыковедения, литературоведения и т. д. [2]
Древнейшие музыкальные инструменты на территории Китая (ударные музыкальные инструменты — каменные пластинки) найдены археологами на неолитических стоянках в долине р. Хуанхэ. Древнейшие струнные инструменты (чусэ — сэ из древнего царства Чу) относятся к V—III вв. до н. э. О многообразии музыкальных инструментов, о различных музыкальных представлениях говорят надписи на костях и панцирях. Во II тысячелетии до н. э. появились бронзовые музыкальные инструменты [3].
Некоторые поздние источники свидетельствуют о том, что уже в середине II тысячелетия до н. э. устраивались ху — многолюдные песенно-плясовые представления, которые, видимо, имели ритуальный характер (они были посвящены началу и окончанию сельскохозяйственных работ). Постепенно песня как музыкальное произведение отделилась от танца.
И в период Западного Чжоу (XI—VIII вв. до н. э.) из народных песен различных районов Китая впервые был составлен свод песен «Шицзин» («Книга песен»). Записи древних песен, (сделанные фольклористами Чэнь Цзяньсян, Пан Сучао, которые исследовали китайские песни разных районов Китая с помощью записей на пластинках) дают возможность говорить об отличиях в музыке песен разных районов страны (например, музыка песен царства Чу) [9].
Первоначальное название собрания образцов древнейшей китайской поэзии носило название «Триста поэм» или просто «Поэмы». Свое более привычное современным любителям китайской литературы название «Книга Песен» этот сборник получил свое развитие во времена династии Хань.
Произведения из «Книги Песен» представляют собой довольно небольшие по объему поэтические произведения, где каждая строка состоит из четырех иероглифов, что было обычным для стилистики времени написания [11].
Таким образом, первым литературным источником китайских народных песен являлась «Книга песен» Конфуция.
Одним из источников возникновения китайской народной песни являлись племенные пляски, песни, а также различные ритуальные формы в обрядах, которые существовали около 4 тысяч лет назад.
Китайская народная песня зародилась после возникновения китайской инструментальной музыки, первыми музыкальными инструментами в те времена являлись: Юэцинь (月琴); Дицзы (笛子); «Звучащий камень», или цин (磬); Шэн (笙); Эрху (二胡); Пипа (琵琶); Сяо (箫); Пайсяо (排箫); Китайский гобой суона ( 唢呐) и другие.
Список литературы:
1. Ген-Ир У. О совершенной музыке в странах Дальнего Востока // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 103. — С. 156 — 162.
2. Гун Ли. Из истории возникновения китайской профессиональной хоровой музыки // Серия 6. Вопросы современного музыкознания в исследованиях молодых ученых. 2012 - http://hdl.handle.net/123456789/59 (дата обращения: 1.05.2019)
3. Казакова И. В. Китайская фольклористика // София. 2017. №2, ч.2. С. 83–87
4. Конфуций. Луньюй/Уроки мудрости. – М.: [б.и.], 2007, 957 с.
5. Ли, Ханьсюн. 李汉雄 [Текст], – 乐府和汉乐府民歌//语文天地,2003. – 第13期. – 31–32页。
6. Лисевич И. С. Древняя китайская поэзия и народная песня (Юэфу конца III в. до н. э. — начала III в. н. э.) – Изд-во «Наука». 1969. – 288 с.
7. Лисевич И.С. Древняя китайская поэзия и народная песня (Юэфу конца III в. до н. э. начала III в. н. э.) Монография. — Москва: Наука, 1969. — 287 с.
8. Ло Шии. Симфонические жанры в контексте китайской музыкальной культуры : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02. – М.: [б.и.], 2003.- 268 с.
9. Лу В. Перевод и исследование «Чу цы» в России // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 167-170. — URL https://moluch.ru/archive/42/5069/ (дата обращения: 01.05.2019)
10. Лю Хан. Анализ народных песен в Хантанге Юэфу – URL: https://search.suning.com/%E5%94%90%E4%B9%90/ (дата обращения: 01.05.2019)
11. Музыкальная энциклопедия (электронная версия). Раздел «Китайская музыка», авторы Виноградова Т.И., Желоховцев А.Н. М., 2006.
References:
1. Gen-Il U. On perfect music in the countries of the Far East // News of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen 2009. No. 103. - p. 156 - 162.
2. Gong Li. From the history of the emergence of Chinese professional choral music // Series 6. Issues of modern musicology in the research of young scientists. 2012 - http://hdl.handle.net/123456789/59 (appeal date: 05/01/2019)
3. Kazakova I.V. Chinese Folklore Studies // Sofia. 2017. №2, part 2. Pp. 83–87
4. Confucius. Lunyu / lessons of wisdom. - M .: [b. I.], 2007, 957 p.
5. Lee, Hansyun.李汉雄 [Text], - 乐府 和 汉 乐府 民歌 // 语文 天地 , 2003. - 第 13 期. - 31–32 页。
6. Lisevich I., Ñ. Ancient Chinese Poetry and Folk Song (to Yuefu of the end of the 3rd century BC. - the beginning of the 3rd century BC.) - “Science” publishing house. 1969. - 288 p.
7. Lisevich I.S. Ancient Chinese poetry and folk song (Yuefu end of the III. BC. Beginning of the III. AD.) Monograph. - Moscow: Science, 1969. - 287 p.
8. Lo Shii. Symphonic genres in the context of Chinese musical culture: dissertation ... Candidate of Art Criticism: 17.00.02. - M .: [b. I.], 2003.- 268 p.
9. Lou V. Translation and research "Chu tsy" in Russia // Young Scientist. - 2012. - №7. - p. 167-170. - URL https://moluch.ru/archive/42/5069/ (appeal date: 05/01/2019)
10. Liu Han. Analysis of folk songs in Hantang Yuefu - URL: https://search.suning.com/%E5%94%90%E4%B9%90/ (appeal date: 05/01/2019)
11. Musical Encyclopedia (electronic version). Section "Chinese music", authors Vinogradova T.I., Zhelokhovtsev A.N. M., 2006.