Аннотация:Тема статьи связана с исследованием франкофонии как особой языковой, культурной, геополитической общности. Целью работы является выявление динамики развития франкофонии и ее освоения как научного направления и учебной дисциплины. Источниками исследования являются тексты основателей франкофонии, документы Международной организации Франкофонии, данные из работ отечественных и зарубежных авторов. Рассматриваются страны и регионы франкофонии, показывается изменение дискурса о франкофонии 1) от универсализма и патернализма 2) к идее франкофонной духовной общности и 3) к идее франкофонной/ых идентичности/ей при поддержке культурного разнообразия франкоязычных стран и регионов. Делается вывод о видоизменении роли французского языка в современной франкофонии в контексте перехода от идеологии «культурного исключения» к идеологии культурного разнообразия и множественной идентичности. Показывается, что феномен франкофонии имеет подвижный многосторонний характер и может быть рассмотрен с позиций центробежных или центростремительных тенденций, с учетом развития культурного пространства и эволюции его восприятия, с позиций исследователя и/или преподавателя, как понятие, конструкт или концепт культуры. Уточняется динамика направлений, в которых развивается франкофония: языковое, культурное, геополитическое, дидактическое. Сообщаются результаты франкофонных дидактических исследований, проведенных во Франции и франкоязычных странах, а также результаты франкофонных исследований, достигнутые на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова: учебных программ, курсов и научных сборников.