Аннотация:Постмодернистский поворот последней четверти ХХ века, который заключался в окончательном отказе от гранднарративов, превращает великие философские системы в один из регионов мифологических повествований. Однако этот факт не отменяет необходимости осмысления современной ситуации, ставшего неотъемлемым атрибутом модерной идентичности. На этом пути все большую значимость приобретают универсализирующие метафоры, обобщающие знание на интуитивном уровне эстетического восприятия. С точки зрения такого философско-метафоричного инструментария историю Запада схематично можно описать в виде трех эпох, символами которых соответственно выступают Ум (разум), Рассудок, Чувственность, каждой из которой свойственны уникальные системообразующие смыслы, предполагающие релевантные им культурные практики. Ум, или эпоха Античности, утверждает тождественность несокрытого в реальности с онтологической основой существующего – космическим умом. Христианское Средневековье возводит грань между миром божественных архетипов и грешной эмпирией. Уделом и символом человеческого становится Рассудок. Новая эпоха или Модерн сосредотачивается на здесь и сейчас происходящем, сводит реальность к сиюминутному и прагматичному, а потому и может быть описан как эпоха Чувственности. Таким образом понимаемая логика истории Запада, позволяет по-новому посмотреть на весь исторический процесс, в тоже время, противопоставив ее (логику) ставшему классическим со времен М. Вебера взгляду на историю как на поступательный процесс расколдования, в результате которого человечество телеологически движется к воплощению формальной рациональности.
Ключевые слова: реальность, идентичность, чувственность, рассудок, разум, эпоха.