Аннотация:Мой доклад посвящен рассмо-
трению образов героинь вы-
дающейся российской актри-
сы начала XX века Веры Федоровны
Комиссаржевской в драмах Генрика
Ибсена.
Говорят, для актера очень важно встре-
тить в жизни своего режиссера – му-
дрого и чуткого наставника и критика,
который мог бы не только раскрыть
актера зрителю, но и раскрыться акте-
ру. Для выдающихся актеров, стоящих
особняком в истории мирового театра,
не менее важным было найти своего
автора. Автора-единомышленника, ав-
тора, четко слышащего голос времени,
автора-подвижника. Вере Комиссар-
жевской, чье имя стало нарицательным
в русском театре, актрисе своенравной,
постоянно ищущей и сомневающейся
повезло. Ее автором стал Генрик Ибсен,
в пьесах которого она не просто играла
роли, но выражала себя, свои настро-
ения и мысли. «Чайка русской сцены»
от любительских театров до импера-
торской сцены искала «новых форм»,
а вернее противилась окаменелостям
старых. Как Ибсену в драматургии,
так и Комиссаржевской на сцене важ-
но было говорить с каждым зрителем
о том, что волнует автора и исполни-
теля. Мысли героинь Ибсена – Норы
из Кукольного дома, Гедды из Гедды Га-
блер и Гильды из Строителя Сольнеса
– вторили думам актрисы. Как героини
основателя европейской «новой дра-
мы» противились привычному течению жизни и
стереотипам, так и Вера Комиссаржевская остро
ощущала, что «порвалась дней связующая нить»1.
Конец одного века и начало другого, самого кро-
вавого в истории, ознаменовало перелом во всех
сферах жизни. Театр, отражающий жизнь, не мог
быть исключением. Вера Комиссаржевская пони-
мала, что зеркало театра не имеет права быть кри-
вым. Комиссаржевская-Нора-Гедда-Гильда обра-
щалась к залу не со страниц чужеземных, чуждых
пьес, оторванных от жизни лихорадочной России.
Камерные предлагаемые обстоятельства пьес Иб-
сена не стали скорлупой для актрисы. Ее, гово-
рящую не с трибуны, хотели слышать и слушать.
Комиссаржевская говорила со сцены от первого
лица, о том, что знает и чувствует – о Женщине на
изломе эпох. О Женщине – символе, выразителе
или жертве эпохи. Если верно, что пьеса обрета-
ет подлинную жизнь только на сцене, то Комис-
саржевская обогатила пьесы Ибсена собственной
личностью. Ибсеновских героинь, не подходя-
щих под привычные лекала считали странными.
«Странная», не похожая Комиссаржевская знала
как деликатно проникнуть в подкорку этих вну-
тренне страстных, но внешне холодных женщин,
чье молчание иной раз красноречивее слов, чья
тихая улыбка может скрывать темперамент вулка-
на и глубокие сердечные раны.