Аннотация:В статье представляется одна из современных теорий сознания — конститутивный панпсихизм Дэвида Чалмерса. Введение Чалмерсом протофеноменальных свойств призвано примирить дуалистические интуиции с натуралистической картиной мира, устранить «провал в объяснении». В основе этой позиции лежит попытка решить проблему ментальной каузальности, так как именно она создает основные трудности в понимании того, как ментальные события размещаются среди физических событий. Эти трудности традиционно считаются главной угрозой для любой дуалистической концепции сознания. Но, как я попытаюсь показать, решение проблемы ментальной каузальности приводит концепцию конститутивного панпсихизма к отрицанию своего фундамента — тождества первичного и вторичного интенсионалов термина «сознание», которое, пожалуй, является единственным строгим основанием антифизикалистских аргументов.