Аннотация:Опыт эксплуатации машин и механизмов показал, что в настоящее время более 90% деталей узлов трения выходят из строя не вследствие поломок, а в результате износа или коррозии. Именно поэтому долговечность машин и механизмов в первую очередь определяется износостойкостью их трибологических узлов. В последнее время в машиностроении все большее применение находят тонкие покрытия, в частности, для работающих с трением прецизионных деталей машин, измерительного, режущего и деформирующего инструментов. Использование покрытий позволяет обеспечить более высокий ресурс и надежность трибосопряжения, а также расширить границы его работоспособности [1-3]. Конструкционные системы с тонкими покрытиями, в которых внешние силовые воздействия воспринимаются и локализуются не только в материале покрытия, но и в материале основы получили название многослойных. К числу перспективных многослойных покрытий относятся материалы на основе алюмонитрида титана AlTiN, обеспечивающие высокие физико-химические, прочностные и триботехнические свой¬ства. Ранее нами было установлено, что многослойные алюмонитридные покрытия, обладая высоким износостойким эффектом, повышают ресурсосберегающие свойства трибологических материалов при граничном трении. В связи с этим актуаль-ным представляется дальнейшие исследования фрикционных характеристик многослойных алюмонитридных покрытий, для поверхностных слоев которых могут быть использованы тонкие алмазоподобные покрытия на основе углерода с высоким содержанием Sp3 фазы.
В настоящей работе рассматривается развитие уникального метода синтеза ресурсосберегающих покрытий на основе многослойного алюмонитрида титана и алмазоподобного углерода с высоким содержанием Sp3 фазы. Для увеличения скорости осаждения алюмонитридных многослойных покрытий использовался PVD метод осаждения, который претерпел некоторые технологические изменения. В результате, на основе специально сконструированных источников синтеза, были получены и исследованы физико-химические и трибологические свойства многослойных покрытий на основе алюмонитрида титана и алмазоподобного углерода с высоким содержанием Sp3 фазы. Полученные покрытия имели хорошую адгезию к поверхности модельных образцов.
При проведенных трибологических испытаниях многослойных покрытий на основе алюмонитрида титана и алмазоподобного углерода с высоким содержанием Sp3 фазы выявлен эффект снижения коэффициента трения с увеличением нагрузки, что говорит о хорошем экранирующем и антифрикционном действии алмазоподобных покрытий. Довольно высокие давления, развиваемые в контакте пары трения, не привели к появлению дефектов покрытия, что говорит о его высокой несущей способности и износостойкости. Проведенные эксперименты показали, что многослойные покрытия на основе алюмонитрида титана и алмазоподобного углерода с высоким содержанием Sp3 фазы на закаленной стали в паре с твердым сплавом имеют низкий коэффициент трения, практически не изменяющийся в широком диапазоне нагрузок. Полученные покрытия сохраняют антифрикционный эффект даже в жестких условиях сухого трения.
Литература
1. Буяновский И.А., Левченко В.А. и др. Современная трибология: Итоги и перспективы. /Отв. Ред. К.В. Фролов, - М.: Изд-во ЛКИ, 2008, c. 476
2. Levchenko V., Buyanovsky I., Zakharov K., Bol’shakov A., Matveenko V. New generation carbon coatings with monocrystalline structure as the promising new method of oil lubricity increasing. In: Proceedings of Malaysian International Tribology Conference 2015, Malaysian Tribology Society (MYTRIBOS) Kuala Lumpur, MALAYSIA, p. 7-8
3. Vladimir Levchenko, Ilia Buyanovsky, Andrej Bolshakov, Vladimir Matveenko. Green Tribology: Influence of New DLC Coatings-Orientants and Amorphous on Antifriction Properties of Lubricants. Journal of Electrical Engineering, David Publishing Company, USA, 2014, Vol. 2, № 1, p. 39-48