Аннотация:В настоящее время одним из наиболее перспективных методов повышения ресурса и надёжности значительной доли узлов трения современных машин и механизмов является нанесение покрытий различного назначения (антифрикционных, приработочных, износостойких и т.д.) на рабочие поверхности контактирующих деталей этих узлов. Естественно, возникает необходимость оценки трибологических характеристик этих покрытий на стадии их разработки или предварительного подбора оптимального сочетания покрытия и смазочного материала для узла трения, когда имеется необходимость испытания большого количества образцов покрытий-кандидатов. При этом, если испытанию подвергают так называемые «толстые» покрытия, то с методиками трибологических исследований, как правило, проблем не возникает: используют широко известные методы и средства, которые применяют для сплошных материалов. В предлагаемой статье приводится описание методики оценки антифрикционных свойств тонких покрытий в режиме граничной смазки на машине трения возвратно-поступательного движения ВП-1, включая описание процесса установки испытательных образцов и методику проведения испытаний как для случаев трения стали по покрытию, так и случаев трения покрытия по стали. Испытываются стальные образцы, на которые нанесены тонкие (1,0 – 2,0 мкм) антифрикционные или противоизносные покрытия; в качестве смазочных сред применено, в основном, известное полиальфаолефиновое масло ПАО-4 (как в чистом виде, так и с присадкой 1,0% олеиновой кислоты). На примерах трёх высокоэффективных противоизносных и антифрикционных покрытий показаны возможности данного метода ранжировать покрытия по их антифрикционным свойствам и по температурной стойкости смазочных материалов при трении этих покрытий по стали или стали по этим покрытиям.