Аннотация:В статье анализируются приемы реализации феноменологического мировосприятия на материале рассказов М. Шишкина из сборника «Пальто с хлястиком» и повести В. Казакевича «За мной придет единорог». С помощью анализа сенсорных реакций героев обосновывается положение о специфике феноменологической поэтики, основанной на обостренном восприятии окружающей действительности и ставшей формой выражения этического эскапизма. Также в статье устанавливается линия преемственности современных авторов по отношению к таким классическим образцам, как проза И. Бунина и В. Набокова, творчество которых стало своеобразным «ответом» на социальные катаклизмы и потрясения. В статье используется описательный метод исследования, а также сравнительно-сопоставительный метод при анализе прозы М. Шишкина и В. Казакевича. Сопоставительный аспект позволяет ответить на вопрос, чем вызвано обращение к феноменологической прозе в ХХI веке, в эпоху относительного затишья и социальной стабильности. Так, если у Казакевича это связано с отказом от будничности, желанием преобразить серую деревенскую действительность с помощью детской фантазии, то шишкинский герой, пережив смерть близкого человека, вынужден раствориться в эфире собственных ощущений – вплоть до стирания границ с окружающим миром, но с неизменным сохранением своей самости. Кроме того, автор статьи приходит к выводу о том, что феноменологическая проза, выйдя за рамки идиостиля нескольких писателей, стала представлять собой довольно объемный массив современной словесности.
Правильная ссылка на статью: Шестакова Ю.Ю. — Приемы реализации феноменологического мировидения в русской прозе ХХ — начала XXI вв. // Litera. – 2019. – № 2. – С. 205 - 214. DOI: 10.25136/2409-8698.2019.2.29764 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=29764