Аннотация:В статье воспроизводятся основные этапы становления теологической эстетики как в имплицитном, так и в эксплицитном модусе ее существования. На конкретных примерах демонстрируется та роль, которую теоэстетика сыграла при разрешении ряда богословских проблем. Речь идет об иконоборческих спорах VII–IX вв., а также о дискуссии Григория Паламы с Варлаамом Калабрийским о природе фаворского света.
Отмечается исторический парадокс: возникнув в лоне византийской культуры, имплицитная теологическая эстетика в Новое время и особенно в XX в. воспринимается как достижение католического богословия. Именно здесь, в условиях западной культурной традиции она обретает свое эксплицитное измерение. Предпринимается попытка краткого анализа причины этой метаморфозы, констатируется оживление интереса к теоэстетической проблематике в условиях эпохи постмодерна, как в западном (католическом и протестантском), так и в православном богословии XX–XXI вв.