Аннотация:В статье рассматривается тема творчества, которая задается Соловьевым в «Критике отвлеченных начал», как одна из центральных в отечественной философии ХХ века. Основываясь на утверждении Соловьева о существующем бытии как ложном и его призыве к «организации действительности», что является задачей «творческой мысли», т. е. эстетической, и означает «в полноте своей, как свободной теургии, ... пересоздать существующую действительность» (Соловьев В.С. Критика отвлеченных начал // Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева. Под ред. и с примеч. С.М. Соловьева и Э.Л. Радлова. 2-е изд. Т. 2. СПб.: Книгоиздательское Товарищество «Просвещение», б/д [1911]. С. 352), выявляется и анализируется проблемное поле между пересозданием и преображением действительности. Осознается ли возникшая проблема Соловьевым и разрешается ли она – основной вопрос исследования данной статьи. Тема творчества рассматривается также в соотношении с пониманием свободы и т. н. «софиологического монизма и детерминизма» (В.В. Зеньковский) и непреодоленности «сильной рационалистической струи» (Е.Н. Трубецкой) у Соловьева. Показано, что адвокатом свободы у Соловьева выступает Л. Венцлер, оппонируя расхожим упрекам В. В. Зеньковского и Л. Шестова о несвободе у Соловьева.