Аннотация:В статье анализируется роль теорий воплощенного познания для развития исследований эмоций. Отношение к эмоциям менялось по мере развития философии – в классической и новоевропейской философии господствовала идея «примата разума» над чувствами и телесностью, эмоции и аффективная жизнь описывались как низкоранговые феномены относительно когнитивных процессов или вовсе элиминировались как неизвестная величина. В современной постмодернистской философии внимание, напротив, акцентируется на телесности и чувственности, ценящихся выше рационального начала, разума и мышления. В рамках такого подхода существует недавно возникшая теория воплощенного познания, которая позволяет поновому взглянуть на место эмоций в архитектуре психических процессов: мышления, восприятия, памяти, воображения, речи. В статье описан и проанализирован ряд эмпирических исследований, показывающих невозможность исключения эмоциональных процессов и значимость их изучения для понимания архитектуры воплощенного познания. Однако особенности архитектуры воплощенного познания остаются неясными, а открытия последних лет – зеркальные нейроны или нейроны симуляции – скорее вызывают все новые вопросы и требуют дальнейших исследований. При этом необходимо помнить, что строго описанная и ясная архитектура воплощенного познания может стать той теоретической основой, которая позволит создать теорию, способную продвинуть изучение процессов обучения, понимания языка, техник психотерапии, социальных установок и стереотипов, осветить загадку возникновения сознания и создать новые теории сознания или даже создать антропоморфный искусственный интеллект в понимании программы «сильного искусственного интеллекта».