Обоснование методического подхода к разработке инструментария для исследования социальных представлений пользователей о продуктах цифровой экономикистатья
Аннотация:В последние два десятилетия продукты цифровой экономики находят все более широкое применение во многих сферах как мировой, так и российской экономики. Более того, сегодня активность их использования не только в профессиональной, но и в повседневной бытовой деятельности возрастает фактически ежедневно. Отсюда происходит стремительное увеличение числа пользователей самыми разными продуктами цифровой экономики, а у каждого конкретного пользователя или их групп формируются свои специфические социальные представления об использовании этих продуктов. К сожалению, глубоких исследований этого феномена современной цифровой реальности пока еще нет, что во многом объясняет несомненную актуальность тематики данной статьи.
Ее основная цель заключается в разработке инструментария, позволяющего выявить и проанализировать социальные представления российских пользователей о продуктах цифровой экономики с учётом уровня доверия и навыков безопасного использования в профессиональной или бытовой деятельности разными возрастными группами пользователей.
Предметом настоящего исследования выступает обоснование методического подхода к исследованию социальных представлений пользователей о продуктах цифровой экономики. Объектом данного исследования является разработка инструментария для выявления социальных представлений пользователей о продуктах цифровой экономики.
Методологической основой исследования выбрано проведение опроса в виде анкетирования различных возрастных групп пользователей и дальнейшего их интервьюирования. Кроме этого, были использованы основные положения современной концепции психологии личности, обосновано применение шкал ранжирования, методики субъективной экспликации и метода субъективных дефиниций. Новизна исследования заключается в адаптации ряда известных положений теории социальных представлений применительно к пользователям продуктов цифровой экономики в их производственной и/или бытовой деятельности.
В результате проведения исследования были разработаны методика и инструментарий, который позволят выявлять и анализировать особенности формирования социальных представлений разных возрастных групп пользователей о продуктах цифровой экономики.