Аннотация:Утверждение в научном сознании понятия «иеротопия», самой возможности иеротопического подхода как дополнительной формы видения, на наш взгляд, позволило не только по-новому взглянуть на многие привычные явления, но существенно расширить область исторических исследований. Знаменательно, что целые формы творчества не получили своего места в науке и практически не описывались именно из-за отсутствия иеротопического подхода, не связанного с позитивистской классификацией предметов.
«Святые горы» - один из таких сюжетов. С одной стороны, он хорошо известен. Поскольку реальные священные горы почитались с глубокой древности. Всем известна греческая гора Олимп как место пребывания античных богов. Иудео-христианская традиция приносит тему «Храмовой горы» в Иерусалиме, которая со времен царя Соломона и до сих пор остается местом паломничества для трех «авраамических религий». В той же традиции огромную роль играет гора Хорив на Синае, где, как известно из Библии, произошло важнейшее Богоявление и были вручены Скрижали Завета. В евангельской истории кульминационные события происходят на «святых горах» - Фаворе, Елеоне, и конечно, «горе Распятия» – Голгофе. Все они не только места многовекового поклонения, но и источник вдохновения для книжников и художников, тысячелетиями изображавшими эти «святые горы» в своем искусстве.
Невозможно переоценить значение святых гор, возникших позднее. Вспомним лишь два примера на Востоке и на Западе. Святую гору Афон на полуострове Халкидики, с X века ставшей общеизвестным сакральным пространством православного мира, особой монашеской страной, в которой воплотилось иеротопическое творчество многих поколений насельников . В позднесредневековой и ренессансной культуре Запада огромное влияние на самые разные сферы творчества оказали так называемые Sacri Monti (священные горы), воспроизводившие в сильно уменьшенном размере архитектурно-ландшафтных комплексов реальную и символическую топографию Иерусалима и в целом Святой Земли.
Если историко-топографический аспект «Святых гор» относительно неплохо изучен, то иеротопические смыслы этого феномена остаются еще непознанными. Речь идет о пространственной образности «Святой горы», живущей в христианском сознании, и воплощающейся в самых разных формах от сакральных пейзажей до литературных текстов. Образ-парадигма «Святой горы» все время возникал в пространстве храма, определяя восприятие и архитектурной структуры, и драматургии света, и иконографической программы.