Аннотация:В статье представлены результаты изучения специфики когнитивных ресурсов освоения русского языка в группах детей младшего школьного возраста с разными траекториями умственного развития – при умственной отсталости легкой степени (F70; МКБ – 10) и типичном развитии. В фокусе внимания оказываются показатели когнитивного развития – скорость переработки информации, рабочая память и невербальный интеллект, а также целый ряд показателей успешности обучения русскому языку – темп и способ чтения текстов, количество ошибок при чтении, степень понимания смысла текста и оценка по русскому языку.
Показано, что одинаковое количество лет обучения в школе в группах типично и атипично развивающихся детей сокращает различия между ними как по показателям успешности овладения русским языком, так и когнитивного функционирования.
Среди показателей успешности обучения русскому языку в контексте взаимосвязей с когнитивными характеристиками наибольшие различия между группами младших школьников с атипичным и типичным развитием получены для степени понимания смысла прочитанного текста. Младшими школьниками с умственной отсталостью легкой степени понимание смысла прочитанного текста воспринимается как сложная когнитивная задача, на выполнение которой ребенок затрачивает максимум своих когнитивных возможностей в отличие от сверстников с типичным развитием, для которых понимание смысла не вызывает никаких затруднений. Сходства обнаружены для показателей темпа и способа чтения текстов: в обеих группах детей выявлены умеренные взаимосвязи со всеми анализируемыми показателями когнитивного развития. Показано, в частности, что при различных траекториях умственного развития для формирования таких показателей успешности освоения русского языка, как темп и способ чтения – по буквам, слогам или целыми словами – важны скорость переработки информации, рабочая память и невербальный интеллект.