Аннотация:Представлены результаты лонгитюдного исследования связи чувства числа и успешности обучения математике в младшем школьном возрасте. Анализировались данные 133 школьников – участников Российского лонгитюдного исследования академической успешности – по двум аспектам чувства числа, связанным с умением сравнивать несимволически и символически выраженные количества, и успешности в изучении математики на третьем и четвертом году школьного обучения. Средний возраст школьников во время первого измерения составил 9.82+0.3 лет; во время второго измерения – 10.82+0.3 лет. Для анализа взаимосвязей использовался метод перекрестно-лонгитюдного структурного моделирования. Показано, что наилучшим образом эмпирические данные описывает реципрокная модель, предполагающая наличие перекрестных связей между чувством числа и успешностью обучения математике в младшем школьном возрасте. Результаты лонгитюдного анализа выявили различия во взаимосвязях успешности обучения математике с двумя аспектами чувства числа. Так, академическая успешность учеников третьего класса является предиктором при обучении в четвертом классе только для показателя чувства числа, связанного с оценкой символически выраженных количеств. Напротив, для аспекта чувства числа, связанного с оперированием несимволически выраженными количествами, успешность обучения математике, измеренная годом ранее, не играет значимой роли. Выявлены различия и в возрастной динамике двух аспектов чувства числа в ходе начального обучения: наиболее стабильным во времени является показатель чувства числа, связанный с оперированием несимволически выраженными количествами. Результаты интерпретируются в контексте проблемы соотношения когнитивного развития и обучения.