Аннотация:ОСНОВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ
Аннотация: В данной статье рассмотрены основные музыкальные инструменты. Каждый инструмент представлен краткой характеристикой.
Ключевые слова: китайская народная песня, музыкальные инструменты Китая.
MAJOR MUSICAL INSTRUMENTS USED IN CHINESE NATIONAL MUSIC
Annotation: This article describes the basic musical instruments. Each tool is represented by a brief characteristic.
Keywords: Chinese folk song, musical instruments of China.
Появление музыкальных произведений и инструментов древние китайцы в своих легендах связывали с богами. По их утверждениям, боги сочли человека своим законченным творением только тогда, когда они обучили его музыке. Однако достоверную картину истории развития китайской музыкальной культуры можно воссоздать только на основании ряда наук: археологии, этнографии, музыковедения, литературоведения и т. д.
Древнейшие музыкальные инструменты на территории Китая (ударные музыкальные инструменты — каменные пластинки) найдены археологами на неолитических стоянках в долине р. Хуанхэ. Древнейшие струнные инструменты (чусэ — сэ из древнего царства Чу) относятся к V—III вв. до н. э. О многообразии музыкальных инструментов, о различных музыкальных представлениях говорят надписи на костях и панцирях. Во II тысячелетии до н. э. появились бронзовые музыкальные инструменты [4].
В новой и новейшей истории музыкальными деятелями нескольких поколений была проведена масштабная работа по упорядочению, обработке, переложению традиционных музыкальных композиций и доведению их до совершенства. Вместе с тем непрерывно появлялись на свет новые сочинения. Огромные успехи достигнуты в усовершенствовании музыкальных инструментов. У современных народных инструментов значительно улучшены строй и частота звука, усилена громкость звучания, упрощена модуляция, расширен низкий регистр. Появление крупных симфонических оркестров народной музыки также способствовало обогащению содержания и форм народной инструментальной музыки [7].
Итак, основными в то время музыкальными инструментами являлись:
Юэцинь (月琴)
Дицзы (笛子)
«Звучащий камень», или цин (磬)
Шэн (笙)
Эрху (二胡)
Пипа (琵琶)
Сяо (箫)
Пайсяо (排箫)
Китайский гобой суона ( 唢呐) и другие [11].
Проведем детальную характеристику музыкальных инструментов.
Юэцинь (月琴, yuèqín, т.е. «лунная лютня»), или жуань ((阮), - это разновидность лютни, с круглым корпусом-резонатором. У жуаня 4 струны и короткий гриф с ладами (обычно их 24). Встречаются также жуань с корпусом восьмиугольной формы. Играют на нём при помощи плектра. Инструмент обладает мелодичным звучанием, напоминающим классическую гитару, и используется как для игры соло, так и в оркестре [12].
В древности жуань называли «пипа» или «цинь пипа» (т.е. пипа династии Цинь). Однако после того, как предок современной пипа попал в Китай по Шёлковому пути во время правления династии Тан (около 5 в. н.э.), название «пипа» закрепилось за новым инструментом, а лютню с коротким грифом и круглым корпусом стали называть «жуань» - по имени игравшего на ней музыканта, Жуань Сяня (3й в. н.э.). Жуань Сянь был одним из семи великих учёных, известных как «Семь мудрецов из бамбуковой рощи» [1].
Дицзы (笛子, dízi) - китайская поперечная флейта. Её также называют ди (笛) или хэнди (橫笛). Флейта ди является одним из самых распространённых китайских музыкальных инструментов, и её можно встретить и в ансамбле народной музыки, и в современном оркестре, и в китайской опере. Считается, что дицзы попала в Китай из Тибета во времена династии Хань. Дицзы всегда была популярна в Китае, что неудивительно, т.к. её легко сделать и несложно носить с собой [4].
Сегодня этот инструмент, как правило, изготавливают из высококачественного черного бамбука с одним вдувным отверстием, одним мембранным отверстием и шестью игровыми отверстиями, вырезанными по всей ее длине. На севере ди делают из чёрного (фиолетового) бамбука, на юге, в Сучжоу и Ханчжоу, - из белого бамбука. Южные ди, как правило, очень тонкие, лёгкие и обладают тихим звучанием. Впрочем, правильнее было бы называть ди «мембранной флейтой», поскольку её характерный, звонкий тембр обусловлен вибрацией тонкой бумажной мембраны, которой заклеено особое звуковое отверстие на корпусе флейты.
«Звучащий камень», или цин (磬) - один из древнейших инструментов Китая. Обычно ему придавали форму, схожую с латинской буквой L, поскольку её очертания напоминают почтительную позу человека во время совершения ритуала. Упоминается, что это был один из инструментов, на которых играл Конфуций. Во время династии Хань считалось, что звук этого инструмента напоминает монарху о воинах, которые погибли, защищая рубежи империи [6].
Шэн (笙, shēng) - губной орган, язычковый духовой инструмент из вертикальных трубок. Это один из самых древних музыкальных инструментов Китая: его первые изображения датируются 1100 г. до н.э., а некоторые шэны времён династии Хань сохранились до наших дней. Традиционно шэн используется для аккомпанемента при игре на суона или дицзы [5].
Эрху (二胡, èrhú), двухструнная скрипка, обладает, пожалуй, самым выразительным голосом среди всех смычковых струнных инструментов. На эрху играют как соло, так и в ансамблях. Это наиболее популярный струнный инструмент среди различных этнических групп Китая. При игре на эрху применяется множество сложных технических смычковых и пальцевых приемов. Скрипка эрху часто выступает в качестве ведущего инструмента в оркестре традиционных китайских национальных инструментов и при исполнении струнно-духовой музыки [10].
Слово «эрху» состоит из иероглифов «два» и «варвар», поскольку этот двухструнный инструмент попал в Китай примерно 1000 лет назад благодаря северным кочевым народностям.
Современные эрху изготавливаются из ценных пород дерева, резонатор обтягивается кожей питона. Смычок делается из бамбука, на который натягивается тетива из конского волоса. Тетиву смычка во время игры музыкант натягивает пальцами правой руки, а сам смычок закреплен между двумя струнами, составляя с эрху единое целое [9].
Пипа (琵琶, pípa) - 4-струнный щипковый музыкальный инструмент, который иногда ещё называют китайской лютней. Один из самых распространённых и известных китайских музыкальных инструментов. В Китае играют на пипа уже более 1500 лет: предок пипа, родиной которого является район Междуречья Тигра и Евфрата (район «плодородного полумесяца») на Ближнем Востоке, попал в Китай по древнему Шелковому пути в 4-м в. н. э. Традиционно пипа использовалась в основном для игры соло, реже - в ансамблях народной музыки, как правило, на юго-востоке Китая, или при аккомпанементе сказителям [8].
Название «пипа» связано со способом игры на инструменте: «пи» означает движение пальцев вниз по струнам, а «па» - обратное движение вверх. Звук извлекается плектром, но иногда и ногтем, которому придаётся специальная форма.
Несколько схожих инструментов Восточной Азии происходят от пипа: японская бива, вьетнамская đàn tỳ bà и корейская бипа.
Сяо (箫, xiāo) - вертикальная флейта, обычно изготавливающаяся из бамбука. Этот очень древний инструмент, по-видимому, происходит от флейты родственной тибетцам народности цян (кяны) из юго-западного Китая. Представление об этой флейте дают керамические погребальные статуэтки, относящиеся к эпохе династии Хань (202 г. до н.э. - 220 г. н.э.). Этот инструмент ещё более древний, чем флейта ди [11].
Флейты сяо обладают чистым звуком, подходящим для исполнения красивых, ласкающих слух мелодий. Они часто используются в сольном исполнении, в ансамбле и для аккомпанирования традиционной китайской опере.
Пайсяо (排箫, páixiāo) - разновидность пан-флейты. Со временем инструмент исчез из музыкального обихода. Его возрождение началось в 20 в. Пайсяо послужила прообразом для развития следующих поколений этого типа инструмента [12].
Китайский гобой суона ( 唢呐, suǒnà), также известный под именем лаба (喇叭, lǎbā) или хайди (海笛, hǎidí), обладает громким и пронзительным звучанием и часто используется в ансамблях китайской музыки. Это важный инструмент в народной музыке северного Китая, особенно в провинциях Шаньдун и Хэнань. Суона часто используется на свадьбах и в похоронных процессиях [13].
Арфа кунхоу (箜篌, kōnghóu) - ещё один щипковый струнный инструмент, попавший в Китай по Шелковому пути из Западной Азии.
Арфа кунхоу часто встречается на фресках различных буддийских пещер эпохи Тан, что свидетельствует о широком распространении этого инструмента в тот период.
Она исчезла во времена династии Мин, но в 20 в. её возродили. О кунхоу было известно только по фрескам в буддийских пещерах, ритуальным похоронным статуэткам и гравюрам на камне и кирпичной кладке. Затем, в 1996 году, в гробнице в уезде Цемо (Синьцзян-Уйгурский автономный район) были обнаружены две целые лукообразные арфы кунхоу и некоторое количество их фрагментов. Однако современная версия этого инструмента больше напоминает не старинный кунхоу, а западную концертную арфу [12].
Гучжэн (古箏, gǔzhēng), или чжэн (箏, «гу» 古 означает «древний») - это китайская цитра с подвижными, незакреплёнными подпоркам для струн и с 18 и более струнами (у современного гучжэна обычно 21 струна). Чжэн является предком нескольких азиатских разновидностей цитры: японского кото, корейского gayageum, вьетнамского đàn tranh.
Хотя оригинальное название этой картины - «Чжэн», изображён тут всё-таки гуцинь (古琴) - китайская семиструнная цитра. Гуцинь и гучжэн схожи по форме, но их легко различить: в то время, как у гучжэна под каждой струной располагается подпорка, как и у японского кото, у гуциня подпорок нет. Струн у гуциня 7 [4].
Звук гуциня очень тихий, диапазон - примерно 4 октавы.
С древности гуцинь был излюбленным инструментом учёных и мыслителей, считался инструментом изысканным и утончённым и ассоциировался с Конфуцием. Его ещё называли «отцом китайской музыки» и «инструментом мудрецов».
Раньше инструмент назывался просто «цинь», но к 20му в. этим термином стал обозначаться целый ряд музыкальных инструментов: схожий с цимбалами янцинь, семейство струнных инструментов хуцинь, западное фортепьяно, и т.д. Тогда приставка «гу» (古), т.е. «древний», и была добавлена к названию. Иногда также можно встретить название «цисяцинь», т.е. «семиструнный музыкальный инструмент» [2].
Таким образом, музыка с древнейших времен занимает видное место в жизни китайцев, как, впрочем, и других народов.
Список литературы:
1. Ван, Ляньси. 王连熙, 乐府诗述论 [Текст]. – 上海古籍出版社,1996。
2. Гао Бинчжун. Общая характеристика китайского фольклора. Пекин: Изд-во Пекин. ун-та, 2009. 357 с
3. Ген-Ир У. О совершенной музыке в странах Дальнего Востока // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 103. — с. 156 — 162.
4. Гун Ли. Из истории возникновения китайской профессиональной хоровой музыки // Серия 6. Вопросы современного музыкознания в исследованиях молодых ученых. 2012 - http://hdl.handle.net/123456789/59
5. Казакова И. В. Китайская фольклористика // София. 2017. №2, ч.2. С. 83–87
6. Конфуций. Луньюй/Уроки мудрости. – М., 2007, 957 с.
7. Ли, Ханьсюн. 李汉雄 [Текст], – 乐府和汉乐府民歌//语文天地,2003. – 第13期. – 31–32页。
8. Лисевич И. С. Древняя китайская поэзия и народная песня (Юэфу конца III в. до н. э. — начала III в. н. э.) – Изд-во «Наука». 1969. – 288 с.
9. Лисевич И.С. Древняя китайская поэзия и народная песня (Юэфу конца III в. до н. э. начала III в. н. э.) Монография. — Москва: Наука, 1969. — 287 с.
10. Ло Шии. Симфонические жанры в контексте китайской музыкальной культуры : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Москва, 2003.- 268 с.
11. Лу В. Перевод и исследование «Чу цы» в России // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 167-170. — URL https://moluch.ru/archive/42/5069/ (дата обращения: 04.04.2018).
12. Лю, Хан. 刘航, 汉唐乐府中的民俗因素解析 [Текст]. – 商务印书馆, 2011。
13. Музыкальная энциклопедия (электронная версия). Раздел «Китайская музыка», авторы Виноградова Т.И., Желоховцев А.Н. М., 2006.
References:
1. Wang, Lianxi.王连熙 , 乐府 诗 述 论 [Text]. - 上海 古籍 出 社 1996。
2. Gao Bingzhong. General characteristics of Chinese folklore. Beijing: Beijing Publishing. University, 2009. 357
3. Gen-Il U. On perfect music in the countries of the Far East // News of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen 2009. No. 103. - p. 156 - 162.
4. Gong Li. From the history of the emergence of Chinese professional choral music // Series 6. Issues of modern musicology in the research of young scientists. 2012 - http://hdl.handle.net/123456789/59
5. Kazakova I.V. Chinese Folklore Studies // Sofia. 2017. №2, part 2. Pp. 83–87
6. Confucius. Lunyu / lessons of wisdom. - M., 2007, 957 p.
7. Lee, Hansyun.李汉雄 [Text], - 乐府 和 汉 乐府 民歌 // 语文 天地 , 2003. - 第 13 期. - 31–32 页。
8. Lisevich I., Ñ. Ancient Chinese Poetry and Folk Song (to Yuefu of the end of the III century BC. - the beginning of the III century BC.) - “Science” publishing house. 1969. - 288 p.
9. Lisevich I.S. Ancient Chinese poetry and folk song (Yuefu end of the III. BC. Beginning of the III. AD.) Monograph. - Moscow: Science, 1969. - 287 p.
10. Lo Shii. Symphonic genres in the context of Chinese musical culture: dissertation ... Candidate of Art Criticism: 17.00.02. Moscow, 2003.- 268 p.
11. Lou V. Translation and study of “Chu tsy” in Russia // Young Scientist. - 2012. - №7. - p. 167-170. - URL https://moluch.ru/archive/42/5069/ (access date: 04.04.2018).
12. Liu, Han.刘 航, 汉唐 乐府 中 的 民俗 因素 解析 [Text]. - 商务印书馆, 2011。
13. Musical Encyclopedia (electronic version). Section "Chinese music", authors Vinogradova T.I., Zhelokhovtsev AN M., 2006.