Аннотация:В статье исследуется рецепция Солженицына в художественном и публицистическом дискурсе рубежа ХХ–ХХI вв., который представлен произведениями М. Шишкина, Л. Улицкой, В. Сороки- I вв., который представлен произведениями М. Шишкина, Л. Улицкой, В. Сороки вв., который представлен произведениями М. Шишкина, Л. Улицкой, В. Сороки--
на, Саши Соколова, В. Войновича, С. Довлатова, З. Зиника, А. Синявского, Т. Кибирова, Б. Кенжеева,
Я. Сатуновского, М. Палей, И. Яркевича и др. В их текстах отражены и по-разному переосмыслены
устойчивые компоненты жизнетворческого облика писателя: лагерное прошлое, успех первой публикации, всемирная известность, преследование режимом и одиночное ему противостояние, изгнание, пророческий статус, триумфальное возвращение. Многие узоры литературной судьбы писателя перекликаются с жизнетворческими полотнами русских классиков – Достоевского и Толстого. Это послужило поводом для создания ряда пародийных проекций в постмодернистской литературе конца ХХ в., а также источником переосмысления значимости фигуры писателя-борца в новейшей литературе ХХI в. Противостояние «злым силам» становится неизменной стилевой приметой пи- в. Противостояние «злым силам» становится неизменной стилевой приметой пи в. Противостояние «злым силам» становится неизменной стилевой приметой пи--
сателя. До изгнания он славится жестким неприятием нормативных канонов официального соцреализма, в изгнании – противостоит демократическим свободам западников. Интересны авторские самономинации в обеих книгах, посвященных периодам этих противостояний, – «теленок» («Бодался теленок с дубом») и «зернышко» («Угодило зернышко промеж двух жерновов»). Эти образы-символы, связанные с народной крестьянской этимологией, органично вписываются в художественноисторический дискурс писателя и подчеркивают трогательное сочетание поэтического и мужицкого
в его характере и стилистике.
Автор приходит к выводу, что в современной геополитической ситуации литература может возродить свой лидерский статус, если появятся писатели, которые смогут облачить в набоковские изящные формы словесного выражения – правдолюбие, пафос и праведный гнев Солженицына.