Аннотация:В статье профессора В.М.Толмачёва анализируется концепт итальянизма в книге "Образы Италии" (1911-1912, 1924) П.П.Муратова. Автор последовательно разбирает все аспекты видения итальянского начала у видного русского италофила, во многом сформировавшего образ Италии в культуре русского Серебряного века, а также опиравшегося в своих концептуальных и образных построениях на те или иные работы об Италии Я.Буркхардта, И.Тэна, Дж. Э. Саймондса, Вернон Ли, Б.Беренсона, А.Вентури и др. В статье раскрывается содержание следующих вариаций итальянизма: итальянизм как автобиографическое начало книги, итальянизм как Ренессанс (конкретно-исторический, "вечный", как проблема культуры от дуэченто до ХХ в.), итальянизм в виде различных проявлений ("античное", Ренессанс, "классическое искусство", романтизм), итальянизм как длящийся принцип европейской культуры и его метаморфозы, синтетический характер, итальянизм как особая топонимика книги и ее композиции, итальянизм как особый подбор культурных героев, а также ценностных противопоставлений. Особое место в статье уделено связям проблематики книги с русским символизмом и сочинениями Ф.Ницше.