Всегда ли метафора это только «сжатый сюжет»?статья
Информация о цитировании статьи получена из
Scopus
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 23 сентября 2020 г.
Аннотация:Статья содержит результаты анализа архитектоники метафор в художественном тексте на примере рассказа В. Токаревой «Система собак». В начале статьи кратко представляется современная научная парадигма, которая определяется как постнеклассика (по В.С.Стёпину), как этап неопостпозитивизма, характеризующийся холистичностью и интегративным характером. Также в статье упоминаются различные подходы к изучению метафоры: тропеический, интерактивный и когнитивный. Особо оговаривается изучение метафоры в связи с художественным текстом. При анализе текста В.Токаревой с целью выявления «скрытых» метафор были использованы следующие методы исследования: текстологический, контекстуальный, концептуальный и комбинаторный. В статье на конкретном материале обосновывается необходимость комплексного подхода интегративного характера и демонстрируются возможности его применения. Проведенный анализ позволил не только рассмотреть поверхностную метафору, отраженную в названии рассказа (ЛЮБОВЬ – это отношения «хозяин – собака»), и проанализировать ее развертывание в тексте, но и выявить «скрытые» метафоры: ЛЮБОВЬ – это высота, ЛЮБОВЬ – это химия, ЛЮБОВЬ – это вода, ЛЮБОВЬ – это свет, ЛЮБОВЬ – это многоцветие, яркость, красочность. Данные, имплицитно представленные в тексте «частные» метафоры формируют «общую» метафору, «более высокого» порядка: ЛЮБОВЬ – это СТИХИЯ, НЕ ПОДВЛАСТНАЯ ЧЕЛОВЕКУ. В конце делается вывод о том, что в сфере художественного текста метафора – это не только «сжатый сюжет», но и то, что не вербализуется в самом произведении, но стоит за всем текстом, будучи «растворенным» в повествовании. Следовательно, метафора может рассматриваться и как «развернутый сюжет», не всегда и не обязательно имеющий в рассматриваемом тексте конкретное вербальное воплощение в некотором (фиксированном) имени.