Психология и духовность – две вещи несовместные?статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 1 апреля 2020 г.
Аннотация:В статье рассмотрены место и роль духовности в построении психологического знания. Обычно это тема не вызывает энтузиазма у современных психологов, которые целиком относят ее к областям религии и философии, не имеющим, по их мнению, прямого касательства к конкретным психологическим проблемам. Автор показывает, что речь идет о двух пресекающихся плоскостях: горизонтальной («как?», «для чего?») и вертикальный («ради чего?», «в чем смысл?»). Автор предлагает постулировать это взаимодействие как изначально присутствующее в деятельности человека. По сути, говорится о двух формах бытия – протяженной и не протяженной, материальной и духовной. Материальное при этом ждет одухотворения, а духовное – материализации. В обыденном сознании эта двойственность бытия много веков отражена в понятии души, в котором переплетены как сугубо чувственные моменты (душа страдает, ликует, гневается и др.), так и духовные воспарения, переходы в историю, культуру, религию. Психология как наука сосредоточена на горизонтальном измерении и исходит из него, как главной и единственной предпосылки развития. Между тем психология имеет выраженный общегуманитарной компонент, а значит, согласно немецкой научной традиции, может быть отнесена к наукам о духе (Geisteswissenschaft). Речь, таким образом, идет об общем для формирования науки процессе – аксиоматизации того, что нельзя доказать, но из чего приходится исходить, чтобы построить предметную область. Психология вне аксиоматического признания двойственности бытия останется эпифеноменом, а не сущностным условием понимания развития и становления феномена человека.
The article examines the place and role of spirituality in the formation of psychologicalknowledge. Usually this topic does not arouse enthusiasm among modern psychologists. Theyattribute it entirely to the area of religion and philosophy, which, according to their views, hasno direct relation to specific psychological problems. The author demonstrates that the discus-sion focuses on two intersecting levels: horizontal (“how?”, “why?”) and vertical (“what for?”,“what is the point?”). The author proposes to postulate this interaction as something that initial-ly exists in human activity. In fact, it is about two types of being – extensive and non-extensive,material and spiritual, where the material type is expecting to be spiritualized, while the spiritual– to be materialized. In the mundane consciousness, this duality of being has been reflected formany centuries in the concept of the soul, in which purely sensual moments (the soul suffers,exults, becomes angry, etc.), as well as spiritual fervors, transitions to history, culture, and reli-gion have been intertwined. Psychology as a science is focused on the horizontal dimension, andproceeds from it as the main and only prerequisite for development. Meanwhile, psychology hasa pronounced general humanitarian component, which means, according to German scientifictradition, that it can be attributed to the sciences of the spirit (Geisteswissenschaft). Thus, weare talking about a process that is common in the formation of science – the axiomatization ofsomething that cannot be proved, but from which it is necessary to proceed in order to constructthe subject area. Each science has a system of such axioms. Without the axiomatic recognition ofthe duality of being, Psychology will remain an epiphenomenon, but not the essential conditionfor understanding the development and formation of the human phenomenon. Keywords: philosophy, psychology, religion, spirituality, spirit, soul, fate, personality.