Аннотация:В докладе анализируется роль языковой среды и когнитивные основы процесса личностно-ориентированного обучения (ЛОО). Языковая среда при этом рассматривается как некая «точка сборки», представляющая одновременно и средство доступа, и инструмент организации мышления в ходе обучения. Особенности среды русского языка в процессах обучения рассматриваются в связи с универсальной выразительностью, гибкостью грамматического строя, что дает важные преимущества для построения разнообразных языковых конструкций, ассоциаций, с особой ролью флексий, предлогов и связок для построения высказываний, тем самым, для получения формулировок, соответствующих индивидуальным базам знаний человека. Когнитивные основы ЛОО связаны с учетом специфики семантики и синтаксиса понятий, высказываний и связей между ними. Анализ изложенных положений позволяет сформулировать индивидуально-ориентированную модель ассоциативно-«фреймового» обучения, связанного с формированием у человека индивидуальных баз знаний.