Человек бунтующий, будь видимым или умри! к визуализации семантики протестно-сетевой коммуникациистатья
Информация о цитировании статьи получена из
Scopus
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 18 июня 2021 г.
Аннотация:Современную эпоху можно по праву назвать эпохой критики. Любое
решение или достижение, прежде всего политиков и предпринимателей
(но не в последнюю очередь и ученых, конструкторов, архитекторов, лите-
раторов и даже людей искусства), сопровождается протестом или подвер-
гается критике. Они или поражают в правах, или угрожают экологии, или
повреждают культурную, гендерную, национальную или религиозную
«идентичности».
При этом протест должен быть представлен в яркой и визуализированно
доступной форме. Протестный лозунг должен получить дополнительное
символическое уточнение (или расширение). Символы могут быть понят-
ны или требовать мыслительных усилий (вспомним здесь новосибирские
монстрации); при том, что оба условия никак не вредят общей прозрач-
ности протестной функции. Сложным для восприятия электората пар-
тийным программам, принимаемым и реализуемым посредством ком-
плексных механизмов согласования интересов и решений, они противопо-
ставляют метафорически закодированный видеоряд. Его раскодировка не
представляет сложности («anything goes») и обеспечивает общее понима-
ние и единство протестующих (или его иллюзию, что в целом не меняет
дела). Ведь протестующих и критиков социального порядка обобщает уже
сам процесс раскодирования, которое и генерирует так называемую ин-
терсубъективность, основанную на признании общей и символически вы-
раженной ценности, концептуализация которой лишь разъединила бы
участников.
Символическая визуализация объединяющих ценностей протеста (пре-
жде всего общего неприятия страданий и поражения в правах) и ее рас-
кодировка одновременно компенсируют или являются функциональным
37
Р. Э. Бараш, А. Ю. Антоновский. Человек бунтующий, будь видимым или умри!
эквивалентом (все еще отсутствующего у протестной коммуникации) сим-
волического средства коммуникации – гарантированного средства дости-
жения коммуникативного успеха, символа, распоряжение которым обе-
спечивал бы любому участнику протестной коммуникации акцептацию
его запроса на контакт.
Такие коммуникативно-обобщающие символы или медиа (власть, ис-
тина, деньги, вера) находятся в распоряжении классических макросистем
(политики, науки, хозяйства, религии), что позволяет этим системам ре-
шать главную коммуникативную проблему – обеспечивать коллективные
действия и согласовывать (или маскировать под такое согласование) об-
щие интересы и решения. Протест, напротив, в значительной степени
распылен на ряд важнейших, но гетерогенных тем, обсуждение которых,
безусловно, интегрирует сообщества и придает системность этим комму-
никациям в виде институциализировавшихся видов движений (феми-
низм, экологизм, антиглобализм и т. д.). Однако в конкуренции с системно-
коммуникативным истеблишментом (прежде всего в конкуренции с по-
литической и хозяйственной системой) отсутствие обобщающего символа,
конечно, не является конкурентным преимуществом.
В нашей статье мы рассмотрим, какие коммуникативно-символические
ресурсы в интернет-сетевую эпоху смогла развить в себе протестная комму-
никация в качестве функциональной компенсации его тематической раз-
дробленности и ввиду отсутствия у нее единого обобщающего символа.