Аннотация:Смена коммуникационных парадигм в обществе, изменение характера самого процесса познания и мировосприятия, применении новых технологий, изменение основных социальных функций музеев и возрастного состава их аудитории создает предпосылки для внедрения новых методов музейной работы и обогащения музейной среды современными интерактивными элементами. Возникает необходимость обобщения и анализа мирового опыта достижений естественнонаучных музеев в контексте их взаимодействия с системами школьного и вузовского образования, научно-исследовательской деятельностью и культурно-просветительской работой. Анализ научной, экспозиционной, педагогической и культурно-образовательной деятельности трех крупных естественнонаучных музеев США (Музей Естественных Наук в г.Хьюстон, Естественнонаучный музей Университета Колорадо в г. Боулдер, Калифорнийская академия наук в г. Сан-Франциско) и Музея Землеведения МГУ (Россия) позволяет констатировать, что, несмотря на специфические особенности каждой из перечисленных организаций, основные тренды работы музеев как научных, педагогических и культурно-просветительских центров едины для всего мирового сообщества.