Аннотация:Актуальность. Исследование функциональных состояний человека в рамках структурно-функционального подхода - актуальное направление в психологии труда. В связи с интенсификацией и интеллектуализацией различных видов труда важную роль играют исследования умственного утомления, влияющего на надежность деятельности человека. цели. Апробация когнитивных тестов для оценки эффектов умственного утомления и репликация когнитивных эффектов утомления, полученных в рамках структурно-функционального подхода.Методики. В исследовании приняло участие 27 человек (18 мужчин),сотрудники высокотехнологичной инжиниринговой компании. Исследование проводилось в течение одного рабочего дня утром и вечером. Уровень умственного утомления оценивался с помощью опросника А.Б. Леоновой. Когнитивные тесты для оценки эффектов утомления включали задачи на переключение внимания, на манипуляцию информацией в оперативной памяти и задачу поиска в кратковременной памяти С. Стернберга.результаты. Показано снижение эффективности переключения внимания и поиска в памяти под влиянием умственного утомления. Полученные результаты хорошо согласуются с результатами ранних исследований умственного утомления. Они указывают на истощение ресурсов нисходящего произвольного контроля при умственном утомлении. Обнаружены свидетельства смены стратегии поиска в кратковременной памяти с эффективной параллельной исчерпывающей на малоэффективную последовательную самооканчивающуюся. Не обнаружено снижения эффективности оперативной памяти, что может быть связано с особенностями метакогнитивной регуляции функциональных состояний. Выводы. Умственное утомление связано со снижением эффективности контроля внимания и кратковременной памяти, что может быть обусловлено истощением ресурсов произвольного контроля поведения. Особое значение приобретает анализ индивидуальных когнитивных реакций на утомление. Могут быть сделаны выводы о возможных направлениях развития структурно-функционального подхода к анализу функциональных состояний - создание новых средств когнитивной диагностики, использование достижений когнитивного моделирования, «персонализированный» анализ функциональных состояний и интеграция структурно-функционального подхода с ресурсным подходом к познанию.