Аннотация:Статья посвящена анализу перспективных направлений кооперации университетов и бизнеса на основе изучения современного российского и зарубежного опыта. Обоснована актуальность расширительного подхода к трактовке сотрудничества вузов и предприятий, в рамках которого предлагается рассматривать сотрудничество университетов и бизнеса не как набор изолированных трансакций в рамках ограниченного круга направлений взаимодействия, а как систему долгосрочных взаимовыгодных отношений с широким спектром возможных видов сотрудничества, которые также могут включать государство и общественные организации. В статье проведен анализ 14 видов совместной деятельности университетов и бизнеса в рамках четырех блоков – образования, исследования, валоризации (коммерциализации знаний и технологий) и управления, которые могут служить основой для разработки системы индикаторов оценки эффективности
кооперации вузов и предприятий. Сделан вывод о необходимости корректировки государственной политики в сфере науки и образования с целью уменьшения диспропорции в развитии указанных направлений сотрудничества как в России, так и в Европе.