Маскирующие эффекты нерелевантной зрительной информации в условиях базовой и суперординатной категоризации сложных изображенийстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 4 мая 2020 г.
Аннотация:В психофизическом эксперименте участвовали 41 здоровый испытуемый. В исследовании анализи-
ровали точность и время реакции (ВР) при базовой и суперординатной категоризации изображений в условиях их прямой маскировки. В качестве целевых стимулов использовали изображения пред-
метов и животных, в качестве масок – изображения предметов, животных, лиц и зданий. Сравнение психометрических характеристик базовой и суперординатной категоризации показало, что влияние
семантического сходства маски и стимула на эффективность прямой маскировки зависело от типа
выполняемой испытуемым экспериментальной задачи – уровня категоризации целевого стимула. При опознании на базовом уровне маскирующий эффект был более выражен при большем семан-
тическом сходстве маски и целевого стимула. Напротив, при опознании на суперординатном уров-
не, больший маскирующий эффект наблюдали в ситуации, когда маска и стимул относились к раз-
ным категориям. Изображения лиц и зданий оказывали меньший маскирующий эффект по сравне-
нию с изображениями животных и предметов независимо от типа задачи. Анализ распределения ВР
показал, что при базовой категоризации рост ВР достигается за счет увеличения асимметрии рас-
пределения, а при суперординатной – за счет сдвига распределения в сторону больших значений. Результаты данного исследования свидетельствуют в пользу гипотезы о временном и простран-
ственном разделении когнитивных процессов при базовой и суперординатной категоризации.