Аннотация:Развитие современной метеорологии ставит новые вызовы перед практическими навыками студентов, получающих географическое образование, требует освоения и приобретения актуальных компетенций и знаний. Каждый профессиональный географ должен иметь представление о современных автоматизированных метеорологических приборах, новых методах и сферах их применения в различных областях географии, технологиях составления прогнозов погоды различной заблаговременности и многих других аспектах.
В ходе стандартной метеорологической практики в рамках общегеографической практики на 1 курсе Географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова студенты получают представления об основных закономерностях суточного и междусуточного хода метеорологических величин по данным собственных
наблюдений, их связи с крупномасштабными синоптическими процессами, исследуют влияние разнообразного сочетания физико-географических факторов на формирование микроклиматических различий на полигоне.
В качестве дополнения программы практики и представления её на современном уровне была предложена концепция индивидуальных творческих заданий, предполагающих более активное их вовлечение в учебный и познавательный процесс. Примерами таких заданий являются: регулярное обновление информации о текущей погоде и составление краткосрочных прогнозов погоды; исследование характеристик метеорологической комфортности в студенческом лагере и на территории базы по данным автоматических метеостанций (АМС) и на основе социологических опросов; составление температурных профилей и тепловых карт участков полигона при помощи пирометра; барометрическое нивелирование; оценка качества прогнозов погоды по различным источникам; исследование термического режима (почвы, приземного слоя и др.) датчиками iButton; изучение пространственной неоднородности выпадения осадков на полигоне с помощью самодельных осадкомеров и некоторые другие. Помимо этого, была введена частичная автоматизация измерений и более активное использование данных АМС, в частности, Davis VantagePro2 и Aanderaa AWS2700.
Таким образом, студенты получают представление о широком диапазоне возможного использования метеорологической информации, методов её получения, оказываются активно вовлечены в образовательный процесс, а практика становится более интенсивной, насыщенной и в конечном счёте более интерес-
ной. Отзывы о расширенном варианте практики от самих студентов в большинстве своём исключительно положительные, что позволяет признать опыт обновления практики успешным и открывает возможности дальнейшего её развития в этом направлении.