Аннотация:Формулировка темы исследования обусловлена проникновением цифровых технологий во все сферы реальности: природу, мир человека и культурное бытие. Для нас важно посмотреть на этот процесс с позиции системного подхода, то есть показать, что изменяется в сферах природы, культуры, человеческих отношений не изолированно друг от друга, а во взаимосвязи.
В сфере природы с помощью цифровых технологий человек пытается стать ее творцом, то есть превратиться в природу творящую, созидающую не только физическую реальность, но и самого человека, например, в форме искусственного интеллекта. Создание новой реальности, с одной стороны, развивает творческие способности человека, но, с другой стороны, означает вмешательство в глубинные онтологические процессы, которые человек не осознает до конца и не контролирует. Это приводит к возникновению противоречий, затрагивающих само существование человека.
Масштабные изменения претерпевает и сам человек. Трансформируется модель его поведения. Мы имеем дело с широко информированным существом. На первый взгляд, эта характеристика сближает модель цифрового человека с рабочей моделью человека в неоклассической экономической теории. Но информированность не означает понимания окружающей реальности. Напротив, человек ведет себе иррационально. Любые попытки его подталкивания (nudge) к рациональному поведению, о которых писал нобелевский лауреат Р. Талер и его коллеги [], при высоком уровне недоверия к формальным институтам не приводит к принятию решения в пользу объективно полезного выбора. Напротив, неразвитость институциональной среды в России будет способствовать принятию человеком иррациональных или ограниченно рациональных решений. В условиях острой конкуренции на рынке труда иррациональность поведения экономических агентов только усиливается, что приводит к потерям общественного богатства. Пытаясь найти решение, человек осваивает нестандартные формы занятости, которые играют роль амортизатора в ситуации несовершенства общественных отношений.
В сфере культуры цифровизация ведет к «новой дегуманизации» культуры, когда ценности культуры упрощаются и формализуются, становясь доступными для широкого круга людей. В такой ситуации уровень осмысления культурных ценностей является поверхностным. Более того, происходит деконструкция присутствия человека. Среди огромных потоков информации теряется личность. В ситуации безличности восприятие ценностей культуры затруднено.
Культура включают в себя духовную и материальную стороны. Важное место в ней занимает экономика (экономическое мышление и хозяйственная деятельность по поводу производства, потребления, обмена и распределения), в которой цифровизация проявляется в форме использования цифровых технологий. Говорить о том, что в нашей стране созданы реальные онтологические основания для цифровой экономики пока рано. По разным оценкам влияние информационно-коммуникационных технологий на экономический рост составляет от 4 до 6 %. Необходимы глобальные трансформационные изменения.
В заключение следует отметить, что, несмотря на проникновения цифровых технологий во все сферы бытия и кардинального изменения его основ, реальные онтологические основания только формируются. Выделение трех уровней онтологической реальности (природа-человек-культура) позволяют системно увидеть происходящие процессы и точнее диагностировать современный этап развития цифровой реальности.