Аннотация:В представленной статье на основе анализа ключевых понятий диалогической педагогики Фрейре обоснованы задачи развития рефлексивности и субъектности индивидов в ходе образовательного процесса. Показано, что образовательная парадигма, развивающаяся под влиянием неолиберального дискурса, не решает задачи развития креативности и критического мышления - востребованных обществом компетенций. Обоснована мысль, что преодоление ограничений инструментального подхода к образованию возможно на пути применения к образовательным отношениям принципов диалогической педагогики, поскольку исследование мышления обучающихся трактуется Фрейре как одна из ключевых целей образования. Рассмотрено значение разработанного Фрейре метода «порождающих тем» как способ преодоления стандартизированного и нивелирующего характера обучения. Делается акцент на значении для понимания образовательных задач идеи субъектности индивидов как условия осуществления интенций сознания, реализации жизненных сценариев. Сделан вывод о том, что принципы диалогического образования Фрейре имеют универсальное значение и потому могут применяться в сфере образования взрослых в разных социокультурных контекстах.