Аннотация:В статье анализируется специфика преломления темы хаоса в творчестве
Т. Толстой. Обосновывается принципиальное значение названной темы и
анализируется характер ее осмысления на протяжении творческого пути
Толстой, от 1980-х до 2010-х годов. В центре внимания сборники «Ночь»
(2001), «День» (2001), «Двое» (2001), «Легкие миры» (2014) роман «Кысь»
(2000), интервью с писательницей и т.д. Категория хаоса раскрывается в
прозе Толстой в разнообразных измерениях: хаос — это значимая грань мироощущения личности, важнейшая бытийная составляющая, непременный
компонент русской национальной жизни. В представлении Толстой хаос —
единственно возможная константа русского мира. Доказывается, что раскрытие темы хаоса достигает у Толстой своего рода кульминации в романе
«Кысь», где сам заглавный образ становится символом хаотических сил.
Здесь в полной мере реализуется принцип «постмодернистской чувствительности», а понимание хаоса связывается прежде всего с негативными,
разрушительными смыслами. Эволюция в интерпретации анализируемой
проблематики у Т. Толстой 2000-х и 2010-х годов («Легкие миры» и др.)
связана с выявлением в хаотическом начале позитивного, созидательного.
Если в «Кыси» хаос предстает результатом тотального опустошения, когда
культурные и этические основания человеческой жизни оказываются в
значительной степени утраченными, то в «Легких мирах» хаос — по-прежнему страшное, но вместе с тем и творческое, жизнепорождающее начало.
Воспринимая хаос как продуктивную бытийную составляющую, Толстая
близка модернистскому художественному сознанию (Блок, Платонов,
Пильняк и др.).