Аннотация:О.Ю. Елина
Картинки с выставки. Наука, техника и искусство на Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1923 г.
В докладе рассматривается взаимодействии «научно-технической» и «художественной» творческих бригад, трудившихся над созданием Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (ВСХВ). Она проходила в Москве в 1923 г. и была вдохновлена идеей большевиков во главе с В.И. Лениным показать публике, прежде всего крестьянам, первые результаты и перспективы советской модернизации страны. Как проект периода новой экономической политики, ВСХВ была ориентирована и на внимание мировой аудитории: более 600 иностранных компаний и учреждений участвовали в качестве экспонентов, инвесторов и покупателей.
Общая идея ВСХВ предполагала опору на науку: над экспозициями работали группы под руководством ведущих ученых А.В. Чаянова, С.К. Чаянова, В.И. Ковалевского, Н.М. Тулайкова, Н.И. Вавилова и др. Революционное обновление России стремились выразить особым оформлением выставочного комплекса. К конструированию и декорированию построек привлекли новаторски настроенных зодчих, художников и скульпторов, в своем творчестве демонстрировавших широкий диапазон актуальных в начале 1920-х гг. художественных стилей и направлений: неоклассики, модерна, рационализма и конструктивизма (А.В. Щусев, И.В. Жолтовский, Ф.О. Шехтель, К.С. Мельников, В.И. Мухина, А.А. Экстер, А.А. Дейнека, А.В. Лентулов, И.И. Машков и др.) Таким образом, ВСХВ предоставляла возможности для творческих поисков (и заработка!) широкому кругу людей искусства. В том числе – представителям яркого авангардного течения – конструктивизма, что говорит о подлинно новаторском подходе большевиков к презентации «достижений в области
восстановления, укрепления и развития сельского хозяйства на новых началах». В частности, я рассмотрю роль главного архитектора ВСХВ А.В. Щусева, ведущего аграрного экономиста и знатока искусств Александра Чаянова (1888–1937) и его кузена, агронома Сократа Чаянова (1882–1863) в формировании художественного языка и научных-технических параметров выставки. Экспериментальные пластические формы, авангардная роспись и графика использовались для выражения главного посыла выставки: наука, механизация и электрификация создадут новое, совершенное сельское хозяйство – основу экономики страны.
За рекордные 10 месяцев возвели 225 зданий, оборудовали 150 павильонов, которые расположились вдоль Москва-реки в районе Крымского моста (сегодняшний Парк Горького), захватывая Нескучный сад. Документы свидетельствуют о непрерывной коммуникации ученых и художественно-строительной группы ВСХВ в процессе выработки дизайнерско-оформительских решений и контроля за ходом работ.
Выставку посетило 1,5 миллиона человек. Общественный интерес подогревался сочетанием уникальных экспонатов и художественного оформления павильонов. ВСХВ стала первым советским смотром, реализованным при активном взаимодействии двух творческих сообществ, моделью организации международных смотров Советской России 1920-х – 1930-х гг. Одновременно выставка явилась инструментом продвижения модернизированных технологий в сельское хозяйство страны.