О понятии Bildung в философии культуры немецкого романтизмастатья
Статья опубликована в высокорейтинговом журнале
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science,
Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 31 августа 2018 г.
Аннотация:Bildung – одно из центральных понятий в немецкой философской традиции. Эту ключевую роль оно приобрело в эпоху Просвещения, когда идея образования, воспитания человечества стала основой значительного интеллектуального подъема, возрождения духовной культуры Германии. Но значение его в просветительской философии было преимущественно социальным: образование нужно не только и не столько индивидууму, сколько государству, и Bildung часто понималось как воспитание гражданских и общественно полезных качеств личности. Позднее, когда у Гете и Гумбольдта Bildung расширяет свое значение и становится понятием, описывающим базовый закон природы, меняется его содержание и применительно к воспитанию личности: тенденция к постоянному развитию оказывается имманентной сущностью души. Предельного максимума эта идея достигает у романтиков, когда образование человека понимается в значении авто-продуктивности природы, развитие индивидуального духа – как со-развитие Мировой души. Так, в романтизме социальное и духовно-личностное значение Bildung полностью совпадают; и именно этот универсальный процесс неостановимого развития, становления, которому внутренне сопричастен каждый индивидуум, есть сущность человеческой культуры в философии немецких романтиков.