Аннотация:Изменяющиеся за последние годы условия жизни приводят к выраженным адаптивным изменениям функционального состояния организма людей. В значительной мере это относится и к школьникам – возрастающее время занятости учебной нагрузкой, в том числе с использованием компьютерных технологий, и сокращение времени и объёма физической нагрузки закономерно приводят к нарушениям базовых показателей метаболизма, включая показатели физического развития. В частности, появляется всё больше оснований констатировать «эпидемию ожирения» среди детей и подростков.
Целью нашей работы стал сравнительный анализ динамики показателей физического развития у детей за время обучения в начальной школе – в период с 2003-2006 и 2016-2019 годов. Рассматривали динамику показателей у одних и тех же детей с 1-го по 4-й классы.
Материалы и методы. Все измерения проведены в начале весны, в школах Москвы и ближнего Подмосковья. Количество обследованных детей в 2003-2006 годах составило 31 мальчик и 34 девочки, в 2016-2019 годах – 42 мальчика и 56 девочек. Стандартными методами оценивали длину тела (с точностью до 1 см) и массу тела (с точностью до 0,5 кг), с последующим расчётом индекса массы тела (ИМТ) в кг/м2. Для оценки результатов в терминах «норма», «избыточная масса тела» и «ожирение» в качестве референтных значений использовали таблицы ВОЗ (z-таблицы для мальчиков и девочек, с точностью возрастных характеристик до 1 месяца). Границей нормы считали величину Me+1SD (процентиль 84), границей ожирения – Me+2SD (процентиль 97,5).
Результаты. Выявлено, что в обеих точках тестирования показатели массы тела и индекса массы тела не подчиняются закону нормального распределения за счёт выраженного сдвига в сторону более высоких значений (в отличие от длины тела, величины которой имеют нормальное распределение). В первых классах (средний возраст в 2003 году у мальчиков 7,8 +/- 0,1 год, у девочек – 7,7 +/- 0,1, в 2016 – такие же значения) обнаружено статистически значимое возрастание за оцениваемый период длины тела, как у мальчиков, так и у девочек. При этом усредненные показатели массы тела и ИМТ статистически не различались. Однако оценке ИМТ «норма» соответствовали не 84% детей, как предполагается таблицами ВОЗ, а 68% мальчиков и 77% девочек в 2003 году, 57% мальчиков и 68% девочек в 2016 году. Оценке «избыточная масса тела» (ожидаемые 13,5%) соответствовали 16% мальчиков и 15% девочек в 2003 году и 21% мальчиков и 18% девочек в 2016 году. Оценке «ожирение» (ожидаемые 2,5%) – 16% мальчиков и 9% девочек в 2003 году и 16% мальчиков и 14% девочек в 2016 году. В четвёртом классе за оцениваемый период отмечено относительное возрастание показателей как длины, так и массы тела. Изменения средних показателей ИМТ уровня статистической значимости не достигли, как и частота встречаемости оценок «норма», «избыточная масса тела» и «ожирение». Однако мы отмечаем скрытые (латентые) сдвиги в виде перераспределения детей внутри диапазона «норма» в сторону более высоких значений, причём более выраженные у девочек. Важно, что степень изменения динамики ИМТ оказалась связана с уровнем физической нагрузки и содержанием урока физического воспитания (только игры, или использование 12-минутной беговой разминки с достижением ЧСС 160-170 уд./мин).
Заключение. Полученные данные показали, что негативные с точки зрения медицины сдвиги в показателях физического развития детей в виде возрастания ИМТ начались не в последние 3 года. Их вероятной основой являются нарушения метаболизма, заложенные в дошкольном возрасте, до поступления в начальную школу. Однако такие сдвиги, по крайней мере, частично, могут быть скомпенсированы адекватной физической нагрузкой даже в рамках урочной деятельности.