Аннотация:В статье анализируются энциклики, апостольские послания, публичные выступления папы Франциска I двух последних лет (2017-2019) и отклик, который его деятельность вызывает в различных кругах в католической церкви и в светских СМИ. Вступление на папскую кафедру в 2013 году Хорхе Марио Бергольо, латиноамериканца, епископа Буэнос-Айреса, иезуита, породило множество надежд и опасений. Нового папу, восхваляли как «дар с небес» и обвиняли как «агента коммунистов» еще до того, как он что-либо сказал или сделал. Теперь, спустя пять с лишним лет спектр оценок столь же широк, хотя акценты несколько сместились. Оценка деятельности и личности папы Франциска часто оказываются не только предметом полемики, но и поводом для критики позиции политических противников или идейных оппонентов. Интересно, что внутри католической церкви, не только консервативные и радикальные критики упрекают папу Франциска в том, что, несмотря на его постоянное присутствие в публичном пространстве, он недостаточно занимается собственно делами церкви. По моему мнению, этот кажущийся парадокс отражает более общую проблему, присутствующую во взаимоотношениях церкви (любой) и общества (в том числе, сообщества верующих) в эпоху глобализации. Хотя экклесиология (учение о церкви) на протяжении всего XX в. являлась, наверное, самым популярным направлением в богословии, модель взаимоотношений общества и церкви, позволяющая последней сохранить (или заново обрести) собственную идентичность в изменившемся секулярном, глобальном мире, так и не выработана. В результате, ни у сторонников папы, ни у его противников, ни, возможно, у самого Франциска нет четких ориентиров.