Аннотация:Статья посвящена словосочетанию, встречающемуся в среднеегипетских текстах начиная с классической эпохи литературной традиции древнего Египта – I Переходного периода и Среднего царства (кон. III – нач. II тыс. до н.э.). Данное словосочетание – wAt nTr (букв. «путь бога», при базовом значении его управляющего компонента wAt «поверхность, по которой осуществляется движение, дорога») – на протяжении II тыс. до н.э. фиксируется по преимуществу в двух значениях: обозначения пути, по которому двигалась религиозная процессия с изображением божества (например, «Поучение царю Мерикара», стк. 125: «Чтят бога на пути его, сделанного из камня, рожденного из меди»; и др.); обозначения реального движения божества в инобытии (заголовок Речения 250 «Текстов саркофагов» «Речение для шествия по пути бога»; думается, что примеров употребления данного словосочетания в этом значении должно быть больше). Таким образом, в употреблении словосочетания wAt nTr на протяжении II тыс. до н.э. преобладает буквализм; можно назвать лишь два примера его переносного употребления: «смотри, изобилие на пути бога; изобилие начертано на плече его (писца) в день рождения его» (из «Поучения Хети, сына Дуауфа»); ««…борец, отгоняющий врага, который не приблизился к пути бога» (из надписи фиванской гробницы Чанефера времени XIX династии). Именно в последнем примере фиксируется значение словосочетания «путь бога», становящееся преобладающим в I тыс. до н.э.: обозначение при его помощи некоего оцениваемого позитивно стандарта поведения, противопоставляемого поведению «врага» (sAb, s(A)b(A), sb(A) – слово, в демотических текстах неоднократно употребляющееся в значении «безбожник»). Анализ употребления словосочетания «путь бога» в биографической надписи на статуе фиванского жреца Нахтефмута (XXII династия) и в особенности в текстах гробницы Петосириса (рубеж IV-III вв. до н.э.; надписи 58, 61, 62, 116) показывает, что оно обозначает человеческий опыт (причем непрерывно пополняемый) относительно такого образа жизни, который содействует благожелательности бога к ведущему его человеку. Следует подчеркнуть, что эта совокупность опыта не санкционируется божеством, тем более не предустанавливается им в виде заповедей, как это имеет место в монотеистических религиях; однако само наличие такого стандарта благого поведения, вменяемого человеку «извне», хорошо согласуется с падением в I тыс. до н.э. доверия к способности людей следовать благу, руководствуясь собственными разумом и побуждениями. По-видимому, семантически употребление словосочетания wAt nTr в данном смысле можно связать со значением слова mTn, mtn («путь» как «маршрут движения») в значении «правильная, разумная линия поведения» (ср. русск. «путем», «путный» и т.п.), фиксирующимся еще с рубежа III-II тыс. до н.э.