Аннотация:«Радиостанция «Маяк» – это целый мир радио. И главное в этом мире – человек. У «Маяка» есть живое сердце, живая душа. Радиостанция стала близким другом для сотен тысяч своих радиослушателей. Она всегда готова делиться хорошими новостями», – подчеркнула в своем видеообращении к участникам прошедших на факультете журналистики МГУ VII Ружниковских чтений доцент Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова Б.Б. Шагдарова из Улан-Уде, где вещает радиостанция.В ходе заседания были затронуты многие важные темы: «Маяк» в научных исследованиях, исторические вехи его развития, всенародное радио, становление радиорепортажа как журналистского жанра, о Северном полюсе и космосе на радиоволнах, Матвей Фролов как голос эпохи, журналист-международник в прямом эфире, радиостанция в период терроризма в России, проблемы перехода на короткий FM-формат, вещание в регионах, «Маяк» в цифровой среде и др. Разговор вели те, кто создавал радиостанцию «Маяк» 55 лет назад (А. Е. Ермилов, Г. А. Шевелев, Л. П. Швецова,) и кто работал на радиостанции в разные годы (корреспонденты А.Н. Тихомиров, А.С. Коршунов, Т.В. Чемоданова, Е.В. Ревенко, Т.Ю. Пынина, Е.А. Некрасова и руководители И.А. Герасимова, В.М. Поволяев, О.В. Русанова и др.), а также коллеги из Санкт-Петербургского государственного университета (доц. М. И. Маевская), РУДН (проф. И. И. Волкова) и МТУСИ (проф. С. Л. Мишенков).По результатам исследования, предпринятого автором данной статьи в рамках подготовки VII Ружниковских чтений, теме радиостанции «Маяк» посвящена 51 диссертационная работа, хранящиеся в фондах Российской государственной библиотеки (43), Фундаментальной библиотеки МГУ (6), Российской научной библиотеки в Санкт-Петебурге (1) и размещенных на ресурсе Электронной библиотеки диссертаций www.dslib.net (1). В зафиксированных трудах насчитывается 45 кандидатских и 6 докторских по таким наукам, как исторические (17 кандидатских / 3 докторские), филологические (16 / 2), политические (7 / 1), философские (4), социологические (2). «География» диссертаций самая разнообразная: Москва (24 защиты), Санкт-Петербург (6), Казань (3), Тверь и Томск (по 2); Ижевск, Воронеж, Курск, Астрахань, Ставрополь, Ростов-на-Дону, Краснодар, Нижний Новгород, Екатеринбург, Минск, Махачкала, Ташкент, Бишкек, Баку (по 1). Выявленные научные исследования защищались в МГУ, Московском педагогическом государственном университете (ГУ), РУДН и Научно-исследовательском Томском ГУ, Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Институте социологии АН СССР, Уральском ГУ, РГГУ, Нижегородском ГУ, Московском государственном областном университете и Кырзызско-Российском Славянском университете в хронологический период с 1971 по 2018 гг. (в 1970-е – 3, 1980-е – 3, 1990-е – 4, 2000-е – 29, 2010-е – 14). В ходе изучения эмпирического материала выявлены следующие группы диссертаций: 1) рассматривается деятельность радиостанции «Маяк» в основной части работы или одной из глав (8), 2) приводятся данные о «Маяке»: история возникновения, материалы отдельных передач, авторов (29), 3) упоминается радиостанция в тексте работы в качестве примера (14). Тематические же ракурсы освещения проблематик выстроены в таком рейтинговом порядке: политическая коммуникация (14), региональное местное радио (11), культура и просвещение (8), СМИ в историческом периоде (4), язык радиоинформации (3); жанры, информационный рынок, социология, экология, музыка, спорт (2); радиотеатр, мультимедийная среда, социальные сети, реклама (1).В проведенном магистранткой кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ А.С. Шепелюк историографическом исследовании впервые сделана попытка научно обобщить разрозненные материалы по теме истории развития и трансформации программной политики государственной радиостанции «Маяк» (1964-2019), определить, используя методы анализа, сопоставления, систематизации данных, метода включенного наблюдения, ключевые этапы ее функционирования. Итак,I. 1964 г. – конец 1980-х гг. (создание и развитие информационно-музыкального формата: 5 мин. новостей и 25 мин. музыки каждые полчаса): Хотя радиостанция стала «первооткрывателем» информационно-музыкального вещания в Советском Союзе, первоначальный формат «5+25» просуществовал недолго. Появлялись новые жанры и модернизировались прежние. Была адаптирована форма перекличек, активно использовавшая в спортивном, музыкальном вещании «Маяка»; появились радиоткрытки; развивалась такая форма радиорепортажа, как репортажные миниатюры; звучал радиофильм (по особым случаям хронометражем 25 мин.); разработаны оригинальные рубрики (событие дня; анонсы; сообщения в одну строчку). В эфире обсуждались новости преимущественно экономической и социальной тематик. Цензура же достаточно сильно сдерживала развитие прямого эфира «Маяка»: все эфирные тексты визировались. Радиостанция, с одной стороны, воплощала на практике новаторскую концепцию вещания, а с другой – пропагандистскую, функционируя в качестве государственной структурной единицы Всесоюзного радио. Период перестройки в СССР позволил проявить больше свободы при освещении актуальных тем. II. 1990-е – 2000-е гг. (постепенное преобразование формата в насыщенный информационный на волнах радио «Маяк-24»): Начало переходного периода связано с происходившей адаптацией «Маяка» к условиям возникшего и развивавшегося медиарынка на фоне недофинансирования, порой в ущерб качеству. В сравнении с многочисленными тогда появившимися коммерческими радиостанциями и государственного «Радио России», «Маяк» казался консервативным: журналистские материалы выходили в эфир в соответствии со старыми принципами: «острые углы» сглаживались, подача информации оставалась сдержанной. Изменение методов работы, форматов шло медленно. В конце XX века руководство и творческий коллектив радиостанции начали процесс экспериментов с уже существующим форматом, результатом которого стало появление в стране информационного радио «Маяк-24» – первый шаг на пути к новому стилю станции, в котором нашлось место и политической теме. III. С 2007 г. по настоящее время (разговорный формат в эфире радио «Маяк FМ»):Формат радиостанции кардинально меняется на разговорный, превращая «Маяк» в современный, отвечающий запросам времени медийный аудиопродукт. Реорганизация эфира преследовала конкретные цели повышения рейтингов и обновления аудитории, которая в итоге была «разделена» на слушателей «Маяка» и «Радио России». И если во многом это происходило, опять же, в ущерб качеству эфира, то сегодня возрождается стремление к смысловой наполненности эфира, к грамотности речи ведущих. В программах снова обсуждаются некогда «забытые» темы: к примеру, сельского хозяйства и др. Ток-шоу в соответствии с обновленным форматом лидирует как основной жанр. При этом существенно изменилась тематика – теперь на «Маяке» вновь не обращаются к вопросам политики. Стратегия сегодняшней редакции заключается в функционировании радиостанции как конвергентного СМИ. В процессе создания контента сочетается не только звук (прямой эфир, подкасты), но текст, видеоряд (культовые проекты), визуальное оформление (фотографии, дизайн). Одним из приоритетных направлений деятельности «Маяка» является присутствие в Интернет-пространстве на площадке официального сайта www.radiomayak.ru, платформах Instagram, YouTube, «ВКонтакте», Facebook, Twitter, а также в мобильном приложении ITunes. Концепция современного вещания, включающая использование всех существующих каналов коммуникации для доставки эфирного продукта до конечного потребителя, останется в ближайшей и отдаленной перспективе для радиостанции «Маяк» генеральной.Говоря о жанровой палитре радио, участники VII Ружниковских чтений отметили почти исчезновение из эфира важного жанра репортажа, подчеркнули: на что и в какой последовательности обращает внимание слушатель (звук – голос – содержание) и вспомнили имена мэтров отечественного радио, в том числе М. Л. Фролова, специального корреспондента «Маяка» в Ленинграде–Санкт-Петербурге, многие годы создававшего звуковую летопись своего города. Приведем текст фрагмента недавно оцифрованной и прозвучавшей во время научного заседания уникальной архивной документальной записи радиостанции «Маяк»: «В е д у щ и й: Слушайте репортаж Матвея Фролова, записанный сегодня в Ленинграде.К о р р.: Из дальнего рейса на родину возвратился элетропоезд. Больше месяца судно шло морями, океанами. На борту «Оби», которую вел капитан Свиридов – участники советской научной комплексной экспедиции и морского отряда. В Ленинградском торговом порту сотни встречающих. Звучит музыка, танцы и возгласы. С борта сходят ученые, которые изучали морские и шельфовые льды, биологи, океанологи. Среди пассажиров «Оби» нас особенно интересовал один из участников зимовки на внутриконтинентальной станции Леонид Иванович Рогозов. Пробиться к нему среди встречающих не так легко.– Так, Леонид Иванович, прежде всего, к вам такой вопрос: как ваше здоровье?Р о г о з о в: Чувствую себя отлично, как всякий здоровый человек. К о р р.: Ну, обычно вообще такой вопрос задают больным пациентам, а мы задаем вопрос врачу.Р о г о з о в: Как врач, могу сказать, что здоровье у меня без отклонения от нормы. К о р р.: Ну, вы поняли, почему я задал вам вопрос не как врачу, а как пациенту. Я поясню это нашим слушателям. Потому что этот тот редкий случай, когда врач сам себя лечил. Причем, лечил как хирург. Речь идет о том случае, который обошел газеты всего мира, когда советский врач, участник антарктической экспедиции, сделал сам себе операцию.Р о г о з о в: Могу сказать, что все шло нормально, как обычно после операции перитонии. Правда, несколько слабоват был первые дни, но это зависит от некоторых условий, в которых я тогда находился. А так всё нормально прошло. На зимовке без взаимовыручки, без настоящей товарищеской взаимовыручки невозможно зимовать. И наша дружба, дружба советских полярников – самая крепкая. Тогда я получил очень много радиограмм, несколько сотен, были от простых людей, от рабочих, от врачей, от коллективов. Простые люди интересовались судьбой простого врача, находящегося в Антарктиде. Это, конечно, вносило бодрости духа переносить те условия, в которых мы находились… ». Ружниковские чтения завершила презентация специальной серии материалов, созданных в рамках мультимедийного проекта «Легенды радио», о знаковых радиожурналистах «Маяка»: А.Е. Ермилове, Л.П. Швецовой, Г.И. Зубкове и Ю.А. Летунове. Студенты редакции радио факультета журналистики МГУ «Моховая, 9» архивными документальными записями, голосами и воспоминаниями современников, фотографиями и словом рисуют портреты тех, кто стал настоящей легендой не только радио, но и всей российской журналистики.Примечание:1)Ежегодный научный круглый стол, получивший название Ружниковских чтений, инициирован в 2013 г. доцентом кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ О.В. Тихоновой в память о профессоре В.Н. Ружникове, известном теоретике и историке отечественной радиожурналистики, авторе многих научных публикаций. Среди книг – «Советское радиовещание: страницы истории» (1976, совместно с П.С. Гуревичем), «Так начиналось. Историко-теоретический очерк советского радиовещания. 1917-1928 гг.» (1987) и др. Его ученики и воспитанники успешно работают на многих радиостанциях, в вузах и научно-исследовательских институтах России, ряда стран ближнего и дальнего зарубежья. По материалам заседаний Ружниковских чтений в свет вышли такие издания, как «”Радио – любовь моя…”». Сборник научных статей и воспоминаний в память о профессоре В. Н. Ружникове» (2014), «Радио в годы Великой Отечественной войны. Сборник научных статей. В честь 70-летия Победы»» (2015), Радио: начало истории. К 120-летию» (2017). Авторы теоретических работ – исследователи факультета журналистики МГУ, ученые профильных подразделений и факультетов государственных университетов Санкт-Петербурга, Воронежа, Казани, Еревана.