Высшие органы государственной власти и управления в начальный период существования КНР (1949-1954 гг.) (историко-правовой аспект)статьяИсследовательская статья
Аннотация:Статья посвящена исследованию особенностей организации и деятельности высших органов государственной власти и управления Китайской Народной Республики «доконституционного» периода. После прихода Коммунистической партии Китая к власти начался процесс становления новой китайской государственности. На (пленарной) сессии Народно-политического консультативного совета Китая (НПКСК), прошедшей в конце сентября 1949 г., были приняты три важных правовых документа, заложивших основу системы органов государственной власти и выступивших в качестве «неписанной» китайской конституции. Сессия НПКСК сыграла роль учредительного собрания и временно исполняла функции Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП).
На смену сессии НПКСК пришел Центральный народный правительственный совет (ЦНПС), который в своем составе образовал Государственный административный совет (ГАС), Народно-революционный военный совет (НРВС), Верховный народный суд (ВНС) и Верховную народную прокуратуру (ВНП). Своим организационно-правовым статусом ЦНПС отрицал существование в КНР разделения властей, системы сдержек и противовесов. В лице ЦНПС оказались соединены как законодательные, так и исполнительные, судебные, надзорные функции, он руководил и вооруженными силами. Новый «мегаорган» не был подотчетен кому бы то ни было и возглавлялся одним лицом – председателем Центрального народного правительства (ЦНП).
Вся система органов государственной власти и управления в «доконституционный» период находилась в подчинении ЦНПС, а по-существу – председателя ЦНП, которым был избран Мао Цзэдун. Кроме этого, Мао с 1945 г. являлся Председателем ЦК КПК, а 1 октября 1949 г. был также избран председателем НРВС, 9 октября – председателем Всекитайского комитета НПКСК. В результате произошедших изменений, Мао Цзэдун единолично возглавил партийную, государственную, военную, консультативную ветви власти, которые находились под его контролем на протяжении долгого периода. Таким образом, идея коллективного (соборного) управления государством не была реализована и Китай в очередной раз превратился в государство с авторитарной формой правления, в «социалистическую монархию». Принятая в 1954 г. первая Конституция КНР хотя и внесла существенные изменения в организационную структуру системы органов государственной власти и управления, однако укрепившийся к этому времени авторитаризм продолжил свое существование. К идеи возможного коллективного правления китайские власти возвратились лишь после смерти Мао, однако в настоящее время КНР переживает схожий с исследуемым историческим периодом процесс укрепления уже «нового авторитаризма».