Аннотация:Аннотация
В статье проводится параллель между биологическими и социальными системами. Принципиальное сходство состоит в том, что правила поведения и взаимодействия наименьших автономных элементов в обоих типах систем запрограммированы. В биологических системах наименьшие автономные элементы – клетки – действуют согласно генетическим программам, в социальных системах люди действуют согласно программам поведения. На основе данной аналогии предложен методологический подход, когда внесение экспериментальных изменений в отдельные программы поведения приводит к заметному изменению интегральных показателей социальной макросистемы. Анализ динамики баланса геополитических статусов государств в циклах Кондратьева-Шумпетера дает основание считать отношение государственных институтов к новым технологиям значимым параметром на макроуровне, а шаблонные формы поведения, связанные с восприятием, использованием и передачей новых знаний, - мишенями для экспериментальных воздействий на элементарном уровне. В качестве возможного инструмента экспериментальной коррекции программ поведения предложена проектно-исследовательская деятельность у школьников и студентов. Для регистрации быстрых эффектов на макроуровне предлагается использовать показатели социально-экономического развития малых городов в орбите мегаполисов. В работе описана рамочная схема возможного эксперимента, а также обсуждаются этические аспекты такого подхода к проектированию и инженерии социальных систем.
Ключевые слова: управление знаниями, программы поведения, циклы Кондратьева-Шумпетера, эволюционная экономика, институциональная экономика, технологические инновации, проектно-исследовательская деятельность, социальное проектирование.
Summary
Based on principal analogy between social and biological systems the methodological approach is suggested to study large social systems like national economies. In parallel to biological systems social systems consist of autonomous elements which in turn are governed by algorithmic programs. Smallest autonomous elements in biology are cells, in societies – people, and the programs are genes and behavioral routines respectively. Starting from this analogy the methodological frame for direct social engineering experiments is described. Kondratieff’s long wave theory helps to find out goals on macro-level: the experiment should operate with individual behavioral programs related to science and technology (S&T) because S&T institutions are crucial for long-term macro-level success. For short-term macro-level monitoring small towns economies can be analyzed. Project-based research activity is suggested as a key tool for direct experimental correction of S&T-related behavioral programs in high school students. Ethical impacts of such the approach are discussed.
Keywords: knowledge management, behavioral programs, Kondratieff long wave, evolutional economics, institutional economics, project-based research activity, technological innovations.