Аннотация:Цель исследования – выявление структурных особенностей и территориальных сдвигов в гражданском авиастроении СССР и постсоветских стран.
На основании статистических данных произведена типология заводов по характеру динамики производства. «Опытно-конструкторский» тип – это производственные площадки при КБ, выпускающие единичные образцы новаторской продукции для испытательных целей. Заводы «разового» типа единожды опробовали серийное производство, но оно «не прижилось». «Стабильный» тип – это предприятия-лидеры, выпускающие в наши дни основную часть авиационной продукции. Компании «убывающего» типа – в прошлом крупносерийные заводы, которые сократили выпуск продукции на порядок и продолжают его снижать. «Исчезающий» тип – это разорившиеся или сменившие специализацию предприятия. Заводы «ювенального» типа представляют собой новые гражданские авиапроизводства, развёрнутые в постсоветский период на базе военного машиностроения.
Сформулирована гипотеза о жизненном цикле групп предприятий, позволяющая сделать предположение о перспективной структуре их вклада в производство гражданской авиатехники.
Предложена группировка российских авиастроительных предприятий по их месту в структуре региональной занятости населения. Выявлено, что авиастроение Сибири и Дальнего Востока занимает доминирующее положение в машиностроении своего региона и во многом определяет его специализацию. В старопромышленных регионах Среднего Поволжья, напротив, авиапроизводства органично вписаны в развитую индустриальную среду.
Выявлено «сжатие» авиастроительного пространства – массовое серийное производство сосредотачивается в единичных центрах. Зафиксирован уход отрасли со внероссийских территорий постсоветского пространства. Установлен «восточный» градиент в размещении новых производственных площадок: в постсоветский период они создавались в сибирских и дальневосточных регионах.