Место издания:Институт всеобщей истории РАН Москва
Первая страница:48
Последняя страница:54
Аннотация:Литература представляет собой мощный и до конца недооцененный фактор освоения и переиначивания земного пространства. Поэтому литературная география как междисциплинарная область исследований относится к перспективным направлениям культурной географии (Семенов-Тян-Шанский 1928, Веденин 1997, 2006: 15-21, 2018, Лавренова 1998, Tuan Yi-Fu 1988: 316–324, Замятин 2004, 2006, Замятин, Замятина, Митин 2008, Максаковский 2006, Калуцков, Матасов 2017, 25-34, Калуцков, Морозова 2019: 79-93 и другие).
Одним из важнейших понятий литературной географии является понятие литературного ландшафта, который можно считать одной из разновидностей культурного ландшафта (Калуцков 2008).
Как, при каких условиях возникает литературный ландшафт? Каковы факторы его формирования? Как в литературном ландшафте соотносится природа, культура и литература? Какие типы литературных ландшафте можно выделить? Какова его пространственная организация? Как и по каким законам он развивается? Почему литературный ландшафт обладает неисчерпаемыми ресурсами воображения? Какие «триггеры воображения» делают его таковым?
Исходное определение литературного ландшафта. Ценность ландшафтного подхода заключается в том, что он всегда нацелен на целостность - на единство территории в контексте отношений «центр-периферия», на взаимодействие природных и культурных систем, на учет роли среды в функционировании объекта, на исследовании пейзажа, на «втягивание» в исследование естественнонаучных и гуманитарных знаний и методов (Калуцков 2008).
Поэтому литературный ландшафт – это не набор разрозненных аутентичных и новодельных литературных мест, а целостный культурно-природный комплекс. В одних случаях его целостность определяется смысловыми связями литературных мест, в других – визуальными, в-третьих – пространственными, в-четвертых – историческими связями.
Разработка и первичная интерпретация концепции литературного ландшафта принадлежит Ю.А. Веденину (Веденин 2006). В Руководящих указаниях ЮНЕСКО выделяется три вида культурных ландшафтов: созданные по проекту, естественно сформированные и ассоциативные (Веденин 2018).
Литературный ландшафт представляет собой такой культурный ландшафт, в котором литература представляет собой не только важнейший фактор освоения пространства, но и главный системообразующий – ландшафтообразующий – фактор. При этом важно понимать, что мемориальное освоение пространства (создание литературных музеев, памятников, наименование улиц в честь литераторов и другое) не менее значимо, чем художественное его освоение (Калуцков, Морозова 2019: 79-93).
Как правило, литературный ландшафт, возникает вокруг литературного места, которое по мере формирования ландшафта становится центральным литературным местом.
Литературный ландшафт – сложный локус литературно-географического пространства, образ которого связан с определенным литературным именем.