Место издания:РГГУ, Институт им. Л.С.Выготского Москва
Первая страница:15
Последняя страница:19
Аннотация:Обсуждаются различные подходы к процессу социализации: субъект-объектные и субъект - субъектные. Показано, что когнитивный подход, предполагая существование внутренних когнитивных структур, субъективирует процесс социализации. Модель психического как способность понимать психические состояния свои и других людей расссматривается как когнитивный механизм социализации. На примере понимания детьми-дошкольниками 3-4 и 5-6 лет социальных воздействий (понимания детьми рекламы: коммерческой и социальной) и понимания социальных взаимодействий (с близким, чужим и сверстником на примере нарративов) показана роль уровневого развития модели психического (уровня агента и наивного субъекта) для возможности понимания социальных воздействий. Обнаружено опережение в развитие понимания социальных взаимодействий по сравнению с социальными воздействиями. Отмечается значительное расширение возможностей понимания коммерческой и социальной рекламы у детей 5-6 лет на уровне наивного субъекта. Следовательно, социальные воздействия необходимые при процессе социализации преломляются индивидуально-психологическими внутренними возможностями детей.