Аннотация:Устойчивое развитие требует изменений в мышлении и способах действия, причём ключевую роль в обеспечении таких изменений играет образование. Причем становится очевидным, что образования в интересах устойчивого развития (ОУР) оказывается не только предпосылкой достижения устойчивого будущего, но и приоритетным его средством, т.е. переход к УР начинается со становления образования в интересах устойчивого развития и формирования нового глобально-устойчивого сознания. ОУР оказалось одним из ключевых механизмов достижения Целей развития тысячелетия, а также тех новых 17 глобальных целей устойчивого развития, которые были приняты на Саммите по УР 70-ой Генеральной ассамблеей ООН, утвердившей Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года. Принята также Глобальная программа действий по ОУР, о которой было объявлено на Всемирной конференции ЮНЕСКО по ОУР, прошедшей в 2014 г. в Айти-Нагое (Япония), которая дала оценку современного состояния образования в мире и ориентировала на решение проблем перехода цивилизации к устойчивому развитию. Этой цели служит и новая, принятая в Инчхоне концепция образования, которая заключается в преобразовании жизни людей с помощью образования, признавая важную роль образования в качестве основной движущей силы развития и в достижении других предлагаемых ЦУР.
Автор использует историко-эволюционный и футурологический подходы к становлению образования для устойчивого развития, а также системный и глобальный подход для выявления общих тенденций в глобальном мире развертывания образования для устойчивого развития.
Автор отмечает, что продолжая дальнейшее развёртывание ОУР, вместе с тем необходимо начать реализацию новой стратегии мирового образовательного процесса, способного ускорить и расширить масштабы движения к «глобальной устойчивости». Показано, что экологическая составляющая (и соответствующая модель) образования в настоящее время превалирует в той форме образования, которым сейчас именуется ОУР, но это пока это лишь начало формирования новой системной модели образования в интересах устойчивого развития. К экологической составляющей ОУР уже добавляется видение ОУР как опережающего образования, а также трактовка образования на базе концепции «обеспечения безопасности через устойчивое развитие», грядущих перспектив глобализации образования и различных форм глобального образования, а в дальнейшем будут синтезированы и другие модели образования (например, начавшегося процесса космизации образования и становления космического образования на базе астрономии и космонавтики, глобального эволюционизма).
Безопасность, глобальное образование, космическое образование, опережающее образование, устойчивое образование, устойчивое развитие, футуризация, ЦУР, экологическое образование, ЭОУР