«Чуждое и непонятное» искусство. Книги отзывов посетителей художественных музеев и выставок как источник изучения «массового зрителя» 1920-х ггстатьяИсследовательская статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Аннотация:На материалах архивных источников (РГАЛИ, Отдел рукописей ГТГ, Отдел рукописей ГМИИ им. А.С. Пушкина, Архив РАН), периодики и других печатных источников 1920-х – 1930 г. в статье представлены сведения о том, как реализовывалась идея общедоступности искусства («искусство принадлежит народу») и проходило приобщение к культуре нового «пролетарского зрителя» – посетителя художественных музеев и выставок.
Особое внимание уделяется ранее не исследованным материалам (таким, как книги отзывов посетителей художественных музеев и выставок, материалы социологических исследований, проводимых сотрудниками музеев, заметки экскурсоводов), позволяющим судить о реакции живого зрителя на «окультуривание» – на искусство вообще и современное искусство в частности.
Как правило, книги отзывов посетителей остаются за пределами внимания искусствоведов, поскольку серьезные искусствоведческие проблемы в них не затрагиваются, а социология искусства – отрасль науки, не получившая полноценного развития в отечественном искусствознании. Задача предпринятого исследования заключается в стремлении показать, что обращение к этим материалам дает возможность увидеть новые повороты в изучении большой темы.
Усилиями представителей художественной интеллигенции и музейных сотрудников предполагалось приучить к искусству рабочего и крестьянина, которые раньше не имели подобного опыта. Для большинства посетителей посещение Третьяковской галереи и Музея изящных искусств им. А.С. Пушкина было первым опытом знакомства с картинной галереей и с картиной вообще («впечатление огромное», музей «великолепен», «произвел большое впечатление», «вне себя от восторга, настолько все неожиданно красиво»); зритель лучше понимал скульптуру («но только плохо, что фигуры изломаны»), ему нравилась станковая картина, но он нуждался в разъяснениях («без руководителя крайне затруднительно»), преимущество отдавалось классике и реалистическому искусству, не нравились авангард («мазня») и современная живопись («а современные картины не хочется смотреть и тратить на это время»). Зрители не имели представления о формальных ценностях искусства и видели в картинах только сюжет.
Материалы анкетирования художников и искусствоведов, опубликованные в 1929 г. в еженедельнике «Жизнь искусства», показали, что многие проблемы все еще оставались нерешенными – искусство продолжало оставаться «чуждым и непонятным широким рабоче-крестьянским массам».