Аннотация:Оценка воздействий со стороны движущегося железнодорожного транспорта на прилегающие территории, здания и сооружения, расположенные на них, имеет давнюю историю. В статье обсуждается ряд подходов к измерениям вибраций и оценке параметров их распространения от подвижного состава. Задача становится весьма актуальной в связи с проектами устройства высокоскоростных железнодорожных магистралей в застроенных районах. Однако нет единого мнения, по крайней мере, по двум ключевым вопросам: во-первых, как проводить измерения и какие атрибуты записей будут информативны при оценке воздействия; во-вторых, как оценивать результаты измерений. Очевидно, что в богатом опыте сейсмологии нельзя найти готовые решения. Вид воздействия со стороны подвижного состава существенно отличается от сейсмических воздействий от землетрясений. Тем не менее, пока нет других подходов, кроме сейсмологических. Обсуждению этих вопросов с примерами конкретных измерений посвящена данная статья.