Аннотация:В статье ставится задача проанализировать особенности развития торговли как части хозяйственного уклада жизни населения в подмосковном подмонастырском поселении в конце XVIII в. В Сергиевском посаде существовали следующие формы торговли: ежедневная розничная торговля в лавках, периодическая рознично-оптовая торговля во время базарных дней, рознично-оптовая разъездная и ярмарочная торговля. Розничная торговля в посаде в это время была ориентирована не столько на потребление местных жителей, сколько на нужды более значительного числа проезжающих и богомольцев. Наиболее распространенной была торговля съестными припасами и фуражем. В этом же ряду стояло содержание постоялых дворов. Из ремесленных изделий особо ценились деревянная посуда и игрушки. Крупнейшим оптовым потребителем товаров и услуг была Троице-Сергиева лавра. К концу 80-х годов монастырь осуществлял закупки до 30% всех необходимых для содержания братии и конюшни товаров внутри посада у местных торговцев. К концу 90-х годов успешно осуществлялась торговля таким специфическим товаром непродовольственной группы, как воск. В поставках товаров, требовавших большого художественного мастерства, высокой квалификации и хорошо организованного производства - икон, драгоценной утвари и шелковых тканей, - жители посада не могли конкурировать с первоклассными мастерами. В целом, монастырь стимулировал развитие хозяйственной деятельности в Сергиевском посаде.